Толкования на Иез. 7:14

Блж. Иероним Стридонский

Затрубят в трубу, и все готовится, но никто не идет на войну: ибо гнев Мой над всем множеством их

Об игре на трубах и звучании их мы читаем во многих местах, как например в том месте: яко трубу возвыси глас твой (Ис. 58:1) и в другом месте; вострубите в новомесячии трубою во благознаменитый день праздника нашего (Пс. 80:3), и у Апостола: яко Сам Господь в повелении, во гласе архангелове и в трубе Божии снидет с небесе (1 Сол. 4: 16), и в Евангелии: «не трубите пред собою» (Мф. гл. 6). Также история [книги] Числ повествует о трубах чеканных и серебряных (Чис. 10:2), которые сравниваются с пророческою речью и с апостольским учением. Повелевается же теперь, чтобы все, по сигнальному звуку трубы, приготовлялись к войне. Далее, что касается сказанного Семьюдесятью: и судите все, то, без сомнения, это относится ко власти апостолов, которые после того, как затрубит труба ангелов, будут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. Из них Павел говорил: ангелов судити имамы (1 Кор. 6:3), и в другом месте: вами суд приимет мир (там же ст. 2). В отношении же к смыслу рассматриваемого [места] иронически повелевается трубить трубою тем, кои исполняют эту обязанность, чтобы все приготовлялись против вавилонского войска.

Но нет никого, кто пошел бы на войну; ибо гнев Мой над всем множеством его.

И этого нет у Семидесяти. Бог повелел (Числ. гл. 10) трубить трубою для приготовления войска, чтобы оно могло противостать силе вавилонян; но бесполезно было повелевать, когда среди народа нет никого, кто осмелился бы выступить на войну. Ослабел же и не имеет силы для войны народ потому, что гнев Божий над всем множеством его, подразумевается – города Иерусалима или земли иудейской. Но и в нашей земле и в [нашем] Иерусалиме, когда преследование со стороны общества и проявления различных пороков стремятся победить нас, тщетно учители трубят трубою и спешат приготовлять нас к войне, потому что настоящие грехи заслужили гнев Божий.

Толкование на пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

Затрубят в трубу, и все готовится, но никто не идет на войну: ибо гнев Мой над всем множеством их

Описание завоевания начинается сильным поэтическим оборотом: “трубите в трубу”; рус. вопреки евр. и LXX (слав.: “вострубите трубою”) ставит изъявит. наклонение: “вострубить”. На призыв военноначальников (трубою) ко всеобщему вооружению (“и все готовится” = чтобы все готовилось; слав.: “рассудите вся”; обдумайте план воины) каждый старается уклониться от военной службы: Бог во гневе лишит всех мужества, поразит народ трусостью как раз на это роковое время (Лев XXVI:17; Втор XXVIII:25).

См. также Толкование на Иез. 7:10