Толкования на Иез. 13:3

Блж. Иероним Стридонский

Так говорит Господь Бог: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом и ничего не видели

Горе безумным пророкам, которые следуют своему духу и ничего не видят. LХХ: Горе тем, которые пророчествуют от сердца своего и отнюдь не видят, оставив предложенное нами: которые следуют своему духу. Хотя имя пророков, по правилу Писаний, есть общее для добрых и злых, но они различаются тем, что о добрых говорится, что они мудры, а о злых, – что они глупы и безумны, из чего одно относится к членам Церкви, а другое ко всем еретикам, которые, оставив Духа Божия, следуют своему духу, ибо они прорицают не от божественного вдохновения, а от своего сердца. А кто мудр, тот следует не помышлениям сердца своего, но Духу Божию, подобно тому как и выше животные и колеса следовали за Духом Божиим (гл. 1). И пророк говорит: „в след Господа Бога твоего пойдешь ты“. И в другом месте: настави мя на стезю правую (Пс. 26:11). И еще: Дух Твой благий наставит мя на землю (Пс. 142:10). И для народа Божия столп огненный и облако были вождем в пустыни (Исх. гл. 13). И Иеремия говорит: аз не утрудихся, Тебе последуяй (Иер. 17:16). Но кто из еретиков, следующих своему духу, не спотыкается во тьме и, сам будучи слеп, не ведет слепых в яму? Поэтому хотя им кажется, что они в мистериях или, вернее, оргиях видят более, нежели церковные учители, однако отнюдь ничего не видят, ибо они утратили Солнце правды и тщетно подражают тем, кои прежде назывались видящими и коим говорится: видяй гряди, и отъиди ты на землю Иудину, а в Вефили не приложи прорицати (Амос. 7:12-13). Поэтому в надписаниях Исаии и Авдии стоит: видение. И Господь апостолам заповедал: возведите очи ваши и видите (Ин. 4:35). И пророк смиренно молит: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118:18).

Толкование на пророка Иезекииля.

См. также Толкование на Иез. 13:1

Лопухин А.П.

Так говорит Господь Бог: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом и ничего не видели

“Безумным”, поскольку они обманывают себя насчет самих себя и границ своих способностей; таким образом, что они сами не верили в свои предсказания, этого Иезекииль не решается утверждать. - “Водятся своим духом”, а не Божиим. Здесь ярко обнаруживается сознание истинного пророка, что он черпает свое вдохновение не из естественного источника и не относит его к самому себе.

Толковая Библия.