Толкования на Иез. 21:19

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 19 и ты, сын человеческий, представь себе две дороги, по которым должно идти мечу царя Вавилонского, - обе они должны выходить из одной земли; и начертай руку, начертай при начале дорог в города

Ст. 21-22 потому что царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень.В правой руке у него гаданье: «в Иерусалим», где должно поставить тараны, открыть для побоища уста, возвысить голос для военного крика, подвести тараны к воротам, насыпать вал, построить осадные башни

От страны единыя изыдут два; т.е. два пути. И рука избранная в начале пути избраннаго града; это нынешняя Антиохия. На Равваф сынов Аммоних, т.е. Навуходоносор придет в аммонитский город Равваф морским берегом от Антиохии. Ибо Навуходоносор пришел и расположился станом при Эмусе, называемом и Эми, городе, который близ Антиохии. Посему присовокупляет: станет царь вавилонск в начале пути, на начале обоих путей, еже волхвовати волхвованием, и пустит стрелу, вопросит ваянных, еже обставити острог вокруг Иерусалима, и отверзсть уста с воплем. Навуходоносор пустит стрелу, гадая, куда ему идти, к Тиру ли на север, или по направленно к Антиохии и оттуда к Иерусалиму; и бысть волшебство на Иерусалим.

Творения.

Блж. Иероним Стридонский

и ты, сын человеческий, представь себе две дороги, по которым должно идти мечу царя Вавилонского, - обе они должны выходить из одной земли; и начертай руку, начертай при начале дорог в города

См. Толкование на Иез. 21:18

Лопухин А.П.

и ты, сын человеческий, представь себе две дороги, по которым должно идти мечу царя Вавилонского, - обе они должны выходить из одной земли; и начертай руку, начертай при начале дорог в города

Пророк оставляет образную речь. Меч Божий - это войско царя Вавилонского, который уже двинулся на усмирение палестинских мятежников - Иудеи и Аммона - и стоит на разветвлении дорог в нерешительности, к Иерусалиму ли идти или на аммонитян. Он и спрашивает об этом оракула (гадает). “Бог позаботится о нужном ответе” (Сменд). Все это пророк должен представить в символическом действии: может быть на тех песках, на которых был построен Тел-Авив (III:15), он должен провести две черты, означающие две дороги, выходящие из одной земли (Вавилона), - “И начертай руку”. Евр “над” здесь означает, вероятно, не руку, а, как в 1 Цар XV:22; 2 Цар XVIII:18; Ис LVI:5, столб на перекрестках с обозначением, куда ведет каждая из разветвляющихся дорог, какие столбы и теперь ставятся на перекрестках и были в употреблении, как показывает это место, уже в той глубокой древности. - “В города” - Иерусалим и Равву - ст. 22.

Толковая Библия.