Толкования на Иез. 23:36

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 36-49 И сказал мне Господь: сын человеческий! хочешь ли судить Оголу и Оголиву? выскажи им мерзости их; ибо они прелюбодействовали, и кровь на руках их, и с идолами своими прелюбодействовали, и сыновей своих, которых родили Мне, через огонь проводили в пищу им. Еще вот что они делали Мне: оскверняли святилище Мое в тот же день, и нарушали субботы Мои; потому что, когда они заколали детей своих для идолов своих, в тот же день приходили в святилище Мое, чтобы осквернять его: вот как поступали они в доме Моем! Кроме сего посылали за людьми, приходившими издалека; к ним отправляли послов, и вот, они приходили, и ты для них умывалась, сурьмила глаза твои и украшалась нарядами, и садились на великолепное ложе, перед которым приготовляем был стол и на котором предлагала ты благовонные курения Мои и елей Мой. И раздавался голос народа, ликовавшего у нее, и к людям из толпы народной вводимы были пьяницы из пустыни; и они возлагали на руки их запястья и на головы их красивые венки. Тогда сказал Я об одряхлевшей в прелюбодействе: теперь кончатся блудодеяния ее вместе с нею. Но приходили к ней, как приходят к жене блуднице, так приходили к Оголе и Оголиве, к распутным женам. Но мужи праведные будут судить их; они будут судить их судом прелюбодейц и судом проливающих кровь, потому что они прелюбодейки, и у них кровь на руках. Ибо так сказал Господь Бог: созвать на них собрание и предать их озлоблению и грабежу. И собрание побьет их камнями, и изрубит их мечами своими, и убьет сыновей их и дочерей их, и домы их сожжет огнем. Так положу конец распутству на сей земле, и все женщины примут урок, и не будут делать срамных дел подобно вам; и возложат на вас ваше распутство, и понесете наказание за грехи с идолами вашими, и узнаете, что Я Господь Богу

Как часто я напоминал, немногое, в чем издание LХХ разнится от еврейского, я поместил сбоку, чтобы не наскучат читателю. Логическая последовательность требовала, чтобы тот, кто отдельно описал прелюбодеяния Самарии и Иерусалима, возвестил также и о наказания их. Говорится же все, как к прелюбодейкам, и в виде обобщения, вкратце излагаются преступления их, чтобы народ справедливо побил прелюбодеек камнями по повелению закона. Итак, поелику они прелюбодействовали, то произнеси справедливый приговор. Ибо они прелюбодействовали с идолами и на руках их находится кровь, именно тех, коих они заколали идолам, посвящая демонам сыновей, которых они Мне родили. И это делали они не на площадях, на горах и в рощах, как они привыкли часто делать, но осквернили наконец храм Мой, поставив в нем статую Иаала. И субботы Мои оскверняли, так что они не соблюдали святости ни места, ни времени. Но они не довольствовались только этими прелюбодеяниями и для них недостаточно было того, что они заколали сыновей Моих идолам своим или демонам, но, увлекшись иноземными наслаждениями, они чтили истуканов ассириян и халдеев. Когда те приходили, Оолива, (то есть) Иерусалим, сделала в отношении к ним все то, что свойственно прелюбодейке, так что ты омывала тело, красила глаза сурьмою, надевала женские наряды, садилась на ложе, готовая (или приготовленном) к распутству, предлагала кушанья, чтобы подкрепить ими ослабленные силы у любовников своих для распутства; приносила идолам благовонные курения и масти, которые Я в частности повелел употреблять для Меня и истреблять из народа ту душу, которая захочет делать их для частного употребления (Исх. гл. 30); делала многолюдные собрания или у тебя раздавались всякого рода музыкальные звуки, так что не только чрез зрение, но также чрез слух и обоняние и все чувства ты старалась нравиться любовникам своим, которые приходили к тебе пьяные, – не имея никакого изящества, свойственного горожанам, но из пустыни и степи, представляя вид деревенских жителей и разбойников. И до такого безумия разгоралась в вас, беззаконные сестры, похоть, что вы возлагали свои запястья и проборные булавки на руки и на головы своих любовников или на себя самих, чтобы подвергаться обесчещению, нарядившись во все украшения. Поэтому Я сказал ей. – или Иерусалиму, или Самарии или же обоим: вы настолько потеряли стыд, что не тайно обесчещиваетесь и не стараетесь не быть увиденными мужем или людьми, но, подобно блудницам, публично отдаете себя на опозорение тем, кои приходят к вам, один перед другим желая обесчестить вас. Поэтому Я предам вас для наказания тем, коим вы сами отдали себя па опозорение. Ибо они люди праведные, потому что мучат, по Моему повелению, прелюбодейку и человекоубийцу. Посему так говорит Господь Бог: словом увещания своего собери, пророк, на них толпу народов, и сперва пусть будет расхищено все состояние их, а затем пусть они будут побиты камнями и изрублены мечами, сыновья и дочери их будут убиты, а домы сгорят. Будет же все это для того, чтобы истребилось нечестие из земли и чтобы все женщины и все отдаленные области получили урок – избегать наказаний, подобных этим, и чтобы получив заслуженное вами и понесли [наказание] за беззакония с идолами вашими, вы познали, что Я Господь. Сказано же было все это иносказательно и под образом прелюбодеек против Самарии и Иерусалима, потому что быв преданы ассириянам и халдеям, они отведены были в плен и города их были сожжены огнем, – подверглись истреблению те народы, которые вместо Бога покланялись истуканам бесов. Можно относить это и [ко времени] после пришествия Христова в том смысле, что люди праведные из среды народов языческих сами судят, чрез сопоставление с ними, самарян и иудеев и предают тех на истребление, коим Господь сказал: оставляется вам дом ваш пуст (Матф. 23, 38) и: егда узрите обстоим Иерусалим вои, тогда разумейте, яко приближися запустение ему (Лк. 21, 20). Ибо до сего времени они предюбодействовали и но всей земле побиваются камнями. Они посылали послов к находившимся вдалеке и не могли сказать: Бог приближаяйся Аз есмь, глаголет Господь, а не Бог издалече (Иерем. 23, 23), и приготовлялись для любовников своих, демонов, и все одежды и украшения, полученные от Бога, как дар природы, обратили на служение демонам и предоставили прелюбодейным любовникам дела свои и красоту свою, которую мы понимаем под запястьями и головною повязкою. Наказание их внушает страх народам или, лучше, тем, кои уверяют из язычников, не дозволяя им делать подобного тому, что делали Самария и Иерусалим. Из среды их тогда истребятся нечестия, когда они получат [наказание] за беззакония свои и удалят с глаз своих то покрывало, которое лежало на лице Моисея (Исх. гл. 34), чтобы познать, что Он есть Господь Иисус Христос, которого они не признали Сыном Божиим.

Толкование на пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

И сказал мне Господь: сын человеческий! хочешь ли судить Оголу и Оголиву? выскажи им мерзости их

Начинается, как показывает выражение: “хочешь ли судиться” (ср. ХX:4), новый отдел речи, в котором пророк возвращается к изображению вины (а также и кары - начиная с 45 ст.) двух сестер (после того, как была описана и вина их, и кара за нее) с целью сделать некоторые добавления к сказанному об этом и сообщить подробности, которые там мешали бы цельности картины. “Оголу”. “Обстоятельство, что Огола уже погибла и ее нет, не мешает суду пророка над ней, так как для пророчества время, как и место, не составляет границ; с Ховара пророк судит Иерусалим” (Сменд).

Толковая Библия.