Толкования на Иез. 40:11

Свт. Григорий Двоеслов

Ширины в отверстии ворот он намерил десять локтей, а длины ворот тринадцать локтей

Выше мы уже многое сказали о знаменовании ворот; но мы должны держаться одного чего-либо, чрез что можно было бы проникать и в прочее благоразумием читателя. Сказано, что под названием ворот можно разуметь Св. Пиcaниe. Но нам надобно тщательно обсудить, почему широта входа вратного десяти локтей, а долгота тринадцати. Но в этом месте долготою ворот называется высота, так как мы называем долгим того, кого видим высоким. Ибо долготою ворот нельзя назвать поперечника, коего широта показывается в десять локтей. Итак что значит широта входа вратного, если не закон Ветхого Завета; и что долгота ворот, если не благодать Нового Завета? Поелику Св. Писание, когда чрез Ветхий Завет обуздывало преступления дел, предписывало давать десятины (Втор.12:6), лежало чрез низкие заповеди как бы на широте входа. Но когда оно чрез Новый Завет обуздало нечестивые помыслы, и заповедало оставлять все, и ради Бога презирать жизнь тела с настоящим веком (Мф.15:11; Мк.7:21; Лк.9:24), тогда наши ворота как бы поднялись на высоту долготы. Потому что Израильскому народу чрез закон даны меньшие заповеди; поэтому Моисей тому же народу говорил на долине (Исх.19:7 и далее). Святым Апостолам Господь дал высшие (заповеди); поэтому и учил их заповедям жизни на горе. Но Искупитель наш чрез Евангелие говорит: не мните, яко приидох разорити закон, или Пророки: не приидох разорити, но исполнити (Мф.5:17). Ибо исполнить закон приходил Тот, Кто к правде закона присовокупил благодать, чтобы заповедуемое тем в меньшем Он помогал совершать в высшем, и обуздываемое тем в деле, Он отсекал от сердца. Итак выразумленный закон, лежавший на широте, стал на высоту. Ибо самое познание Бога, бывшее при оном в отцах духовных, не было известно всему Еврейскому народу. Так как всемогущего Бога, именно Святую Троицу, народ не знал, когда Пророки проповедали. Он в законе держался только десятословия, не зная веры в Троицу. Итак широта входа вратного измеряется десятью локтями; потому что грубый оный народ, не зная высоты веры, служил заповедям десятословия. Но долгота ворот измеряется тринадцатью локтями; потому что чрез Новый Завет в сердце верующего народа над заповедями десятословия, которые он верно соблюдал, возросло познание Троицы. И заповеди закона усовершены верою, что всемогущий Господь есть Троица.

Здесь разумно может быть предложен вопрос: почему (Пророк) об этой широте входа вратного, о которой выше сказал, что она измеряется одною тростью, ниже присовокупил, что она измеряется десятью локтями; а потом присовокупляется, что долгота ворот измеряется тринадцатью локтями? Ибо одна трость, как уже часто было говорено, имеет шесть локтей и пядень; но десять локтей содержат в себе меру, уже большую трости, а тринадцать более, нежели десять. Итак что значит, что прежде вход вратный измеряется одною тростью, после широта его измеряется десятью локтями, наконец и долгота ворот – тринадцатью локтями, если не то, что святые отцы, о которых по Св. Писании знаем, что они были прежде закона, хотя знали единого всемогущего Бога, именно Св. Троицу, но о той же самой Троице, которою знали, не проповедали? Они, повинуясь повелениям Его, и соблюдая чистоту жизни, имели деятельного совершенства как бы на шесть локтей трости, и что видя Ангелов, имели пядень созерцания. По даровании же закона, оный грубый народ Еврейский старался соблюдать заповеди десятословия, но не был научен познанию Святой Троицы. И хотя духовные отцы совершенно знали Ее, однако же великая толпа Синагоги, ни таинства Троицы найти не могла, ни умела искать оное.

Но по пришествии благодати чрез Новый Завет, всякий верующий народ познал, что единый Бог есть Троица, и в познании Его исполнил добродетель десятословия. Следовательно, вход вратный прежде измеряется одною тростью, после широта его – десятью локтями, и наконец долгота ворот – тринадцатью локтями; потому что и у святых отцов, живущих до закона, не было недостатка в жизни деятельной и созерцательной, и под десятословием закона народ, не зная таинства Божественного существа, служил в широте заповедей. И ныне под благодатию, по верном соблюдении заповедей десятословия, всякий, приходящий к вере, познает таинство Святой Троицы.

В этом деле нам надобно еще знать и то, что и чрез наращения времен возрастало знаниe духовных отцов. Ибо Моисей более, нежели Авраам, Пророки болеe, нежели Моисей, Апостолы более, нежели Пророки, были научены видению всемогущего Бога. Я ошибаюсь, если этого не говорит само Писание. Но оно говорит: дондеже научатся мнози, и умножится ведение (Дан.12:4). А то самое, что мы сказали об Аврааме, Моисее, Пророках и Апостолах, мы докажем, если можем, словами того же самого Писания. Ибо кто не знает, что Авраам беседывал с Богом (Быт.12 и следующ.)? И несмотря на то, к Моисею Господь говорит: Аз есмь Бог Авраамов, Бог Исааков, и Бог Иаковль, Бог сый их; и имене Моего Господь, не явих им (Исх.3:6, 4:3). Вот Моисею более, нежели Аврааму, был известен Тот, Кто открывает о Себе Моисею то, чего, по словам Его, Он не открывал Аврааму. Но посмотрим, могли ли Пророки иметь Божественного видения более, нежели Моисей. Псалмопевец ясно говорит: коль возлюбих закон Твой, Господи, весь день поучение мое есть (Пс.118:97). И присовокупляет: паче всех учащих мя разумех, яко свидения твоя поучение мое есть (Пс.118:99). И еще: паче старец разумех (Там же, ст. 100). Итак он говорит, что размышляет о законе, и свидетельствует, что он разумел паче всех учащих, и паче старцев; потому что открывает, что он получил Божественного ведения более, нежели Моисей. Но как мы докажем, что святые Апостолы научены были большему, нежели Пророки? Истина прямо говорит: мнози Пророки и Царие восхотиша видети, яже вы видите, и не видиша: и слышати, яже слышите, и не слышаша (Лк.10:24). Итак (Апостолы) имели Божественного видения более, нежели Пророки; потому что то, что они видели только духом, те видели уже телесно. Итак исполнилось то предсказание Даниила, о котором мы выше сказали: дондеже научатся мнози, и умножится ведение (Дан.12:4). Итак мера трости, которая шести лакоть с пядию, распространяется на десять лакоть; и мера десяти лакоть наконец доходит до тринадцати; потому что, чем ближе мир приводится к концу, тем щедрее открывается нам вход к вечному ведению. Далее следует: и край пред спальнями локтя единаго (Иез.40:12).

Беседы на пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

Ширины в отверстии ворот он намерил десять локтей, а длины ворот тринадцать локтей

“Ширины в отверстии ворот”, т. е. а-h. - “А длины ворот тринадцать локтей”. Под длиною ворот не может здесь разуметься длина всего сооружения ворот (с порогами, пролетом и портиком), потому что она была не 13, а 50 локтей по ст. 15. Следовательно, надо читать это место по LXX: “широту же вратную триндесяти лактей”. С шириною отверстия ворот очень естественно сопоставляется общая широта пролета или коридора (С-С), которая т.о. была более ширины входного отверстия на 3 локтя. Верность чтения LXX (вместо орек, длина, читали дерек, путь) подтверждается тем, что и по другим данным главы ширина этого пролета должна быть именно такая: ширина всего сооружения ворот (с пролетом и обеими комнатами по сторонам) по ст. 13 (у LXX там яснее) 25 локтей; исключая отсюда 2 комнаты по 6 локтей каждая, получаем 13 локтей; правда за комнатами была еще стена, неизвестная толщина которой должна была уменьшать эту цифру (может быть, и на 2 локтя); но пролет мог измеряться не между передними стенами комнат, а между простенками - пилястрами (“столбами” ст. 10), отделяющими комнаты; ширина же здесь пролета была более ширины его между комнатами, потому что последние имели выступы. Об этих выступах говорит след. ст. 12, ограничивая таким образом данные второй половины 11 ст.