Толкования на Иез. 40:12

Свт. Григорий Двоеслов

А перед комнатами выступ в один локоть, и в один же локоть с другой стороны выступ; эти комнаты с одной стороны имели шесть локтей и шесть же локтей с другой стороны

Как часто мы говорили, что спальни суть сердца избранных, пламеняющие любовию к всемогущему Богу. Итак что выражается чрез край пред спальнями, если не веpa? Потому что, если прежде нет ее, то никак нельзя достигнуть духовной любви. Ибо не любовь предшествует вере, но вера любви. Так как никто не может любить то, чему не поверит. Итак край пред спальнями есть вера пред жаром любви; потому что, как сказано, если ты не поверишь тому, что слышишь, то никак не можешь воспламениться к любви того, что слышишь. Но край пред спальнями локтя единого; потому что вера соединяет сердца слушающих в любви к Богу тогда, когда не разделена заблуждениями и расколами, но пребывает в единении, так что именно край локтя единого доводит душу до спальни; потому что вид небесного жениха, о котором здесь проповедует, после показывает в небесных (селениях). Здесь хорошо еще присовокупляется: и лакоть един конца с обеих сторон.

Но с обеих сторон говорится так, как говорилось: у того и других, т.е. у входа и ворот. Потому что мы сказали, что широтою входа и долготою ворот означается Ветхий и Новый Завет, Наконец же присовокупляется, что лакоть един конца с обеих сторон: потому что именно как Ветхий Завет предвозвестил нам единого Ходатая Бога и человеков, так и Новый Завет возвещает нам о грядущем в вечной славе Том же, Кого уже мы знаем воплотившимся ради нас. Итак лакоть один есть конца того и другого; потому что и во плоти явился Тот, о Ком предсказывал закон, и в славе величия явится Тот, о Ком ныне говорит Новый Завет. И тогда будет конец тому и другому, когда видимый в силе Божества своего исполнит все, что было предсказано. Ибо написано: кончина закону Христос в правду всякому верующему (Рим.10:4). Конец не тот, который полагает предел, но который исполняет. Ибо Он исполнил закон тогда, когда явился во плоти так, как предсказывал закон. Но Новый Завет говорит еще многое о суде Его, многое о царстве Его, чего еще мы не видим в исполнении. Вот ежедневно читается Евангелие, предсказывается жизнь будущая. Итак будет конец и Новому Завету тогда, когда Господь исполнит то, что обетовал о Себе.

Но Новый Завет окончится потому, что исполнится. Ибо когда будет видим Сам Тот, о Ком говорится, тогда слова Завета Его престанут. Поэтому и святой Церкви, возвещающей день истинного света, как бы время весеннее, голосом Жениха говорится: востани, прииди ближняя моя, добрая моя, голубице моя, яко се зима прейде, дождь отыде, отыде себе: цвети явишася на земли (Песн.2:10-12). Ибо как святая Церковь, так и всякая избранная душа, для небесного жениха близка любовью, голубица по духу, красива по изяществу нравов. Когда она уже выводится из повреждения плоти, тогда без сомнения для нее зима проходит; потому что цепенение настоящей жизни отходит. Проходит и отходит дождь; потому что, когда она выводится к созерцанию всемогущего Бога в Его сущности, тогда уже нет надобности в каплях слов, чтобы напаял ее дождь проповедания. Ибо она то, чего не могла слышать, ясно увидит. Поэтому и там присовокупляется: время обрезания приспе (Песн.2:12). Потому что при обрезывании бесплодные лозы отсекаются, чтобы приносили обильнейший плод те, которые имеют силу. Итак время нашего обрезывания приспевает тогда; когда мы оставляем бесплодное и вредное повреждение плоти, чтоб иметь силу достигнуть плода душевного. Этим обильнейшим плодом для нас будет видение Единого. Итак лакоть един конца с обеих сторон; потому что Един есть Тот, Кто сказал: Един есмь Аз, дондеже прейду (Пс.140:10). Он Един со Отцем и Святым Духом владычествует на небе, как одинокая птица на здании (Пс.101:8). Как Он исполнил закон чрез таинство воплощения и совершенного вочеловечения Своего: так исполнит обетования Нового Завета чрез явление славы величия Своего.

Об этом едином локте говорила нам и мера ковчега. Ибо ковчег, который повелевалось устроить в триста локтей длины, в шестьдесят ширины, и в тридцать высоты (Быт. VI:15), эавершивался одним локтем. Ибо что предобразуется ковчегом, если не святая Церковь, которая снизу широка, а вверху узка? Она от трехсот, шестидесяти, и тридцати локтей сводится к одному локтю; потому что от той широты, которую святая Церковь имеет в членах своих, еще слабых, мало помалу суживается, и стремясь вверх, стремится к Единому. Ибо самый разум требует, чтобы мы верили, что на оной широте ковчега все звери, все четвероногие и ползающие были в нижних этажах, а люди и летающие в верхних. Ибо в верхней части было сбоку окно, из которого человек выпускал ворона и голубя, для того, чтоб узнать, иссякли ли уже воды потопа. А поелику этот ковчег завершен был одним локтем; то люди и летающие были близ этого локтя. Итак справедливо ковчегом означается вся Церковь, которая широка во многих своих, еще плотских членах, но тесна в немногих духовных. А поелику она собирается к Единому Человеку, Который без греха; то как бы завершивается одним локтем.

Ибо мы видим, что многие внутри той же самой святой Церкви гордятся, предаются удовлетворению плоти, жадны бывают к приобретению земных благ, по жадности преплывают моря, необузданно предаются гневу, проводят время в тяжбах, вредят ближним, которых сильнее. Но поелику святая Церковь еще терпит их для того, чтобы они исправились: то они на широте ковчега остаются внизу, как бы звери. Видим, что другие чужого уже не желают, нанесенную обиду переносят равнодушно, собственностью своею довольны, живут смиренно. Но поелику таковых уже немного, то ковчег суживается. Видим и еще других, которые имение оставляют, решительно не заботятся о земных благах, врагов любят, плоть от всяких пожеланий отвращают, все движения стесняют судом разума, но желанию небесного расправляют крылья к созерцанию. Но поелику таковые весьма редки, то ковчег подводится уже близко к локтю, где содержатся люди и летающие. Впрочем, если бы спросить, кто из них может быть без греха, то не найдется ни одного. Итак кто человек без греха, если не Тот, Кто не был зачат во грехе? Итак ковчег завершивается одним локтем; потому что один Виновник и Искупитель святой Церкви без греха, к Которому и чрез Которого стремятся все те, которые признали себя грешниками. Итак да будет сказано о входе и воротах: и лакоть един конца с обеих сторон; потому что, когда один Посредник Бога и человеков, человек Христос Иисус, явится во славе своей, тогда исполнит все, что предсказано и обетовано в том и другом Завете.

Если же в этом месте выражение – с обеих сторон – напоминает о крае и спальнях: то и это не противоречит сей мысли; потому что когда будет нам явлена слава нашего Искупителя, тогда кончится вера, так как человек начнет уже видеть то, чему веровал. Достигают предела своего и спальни; потому что сердца верующих бестелесно несравненно скорее достигают совершенства в любви к Нему. Итак лакоть един конца с обеих сторон; потому что видение единого Господа и Спасителя заканчивает в избранных Его веру, и доводит до совершенства любовь.

Надобно подумать, кто мы, которые об этом рассуждаем. Нет сомнения, что мы пришли из язычников: нет сомнения, что предки наши были поклонниками дерев и камней. Откуда же нам это, что мы исследуем те весьма глубокие таинства Пророка Иезекииля, которых ныне даже Евреи не знают? Итак да будет благодаpeние от нас Единому, Который на деле исполнил все то, что написано о Нем в Св. Писании, чтобы видимо ясно было то, чего нельзя было разуметь по слуху. Потому что там воплощение, там страдание, там смерть, там содержатся воскpеcениe Его и вознесение. Но кто из нас поверил бы этому по слуху, если бы не знал событий? Итак запечатанную книгу, как читается в Апокалипсисе Иоанна (Откр.5:3-5), которую никто не мог раскрыть и прочесть, раскрыл Лев от колена Иудова; потому что открыл нам все свои таинства в Своем страдании и воскресении. И чрез то, что перенес зло от нашей слабости, явил нам блага Своего могущества и славы.

Ибо Он соделался плотию, чтобы нас соделать духовными; благосклонно преклонился, чтобы нас поднять; вышел, чтобы внести; явился видимым, чтобы показать невидимое; претерпел мучения, чтобы даровать здравие: выдержал поношения и насмешки, чтобы освободить от вечного поношения; умер, чтобы даровать жизнь. Итак дадим благодарение животворящему и умершему, и более животворящему потому, что умершему. Поэтому Исаия, ясно созерцая наше спасение и страдание Его, говорит: да совершит дело Свое, дело чуждое Егo; да делает дело Свое, дело есть отстраненное от Него (Ис.28:21). Ибо дело Божие состоит в собрании душ, которые Он сотворил, и опять призвать их к радостям вечного света. Терпеть же биения и оплевания, крест, смерть и погребение, не есть дело Божие по существу Его, но дело человека-грешника, который все это заслужил грехом. Но грехи наша Сам вознесе на теле Своем на древо (1Пет.2:24). И Тот, Кто по естеству Своему всегда пребывает неосязаемым, благоизволил быть осязаемым и биемым в естестве нашем; потому что, если бы Он не принял того, что свойственно нашей слабости, то никогда не возвысил бы нас до могущества Своей силы. Итак, чтобы совершить дело Свое, Он делает дело чуждое Его; и чтобы сделать дело Свое, – это дело отчужденное oт Него; потому что воплощенный Бог для того, чтобы собрать нас к оправданию своему, благоволил быть мучимым за нас, как человек грешник. И Он совершил дело чуждое для того, чтобы совершить собственное Свое; потому что чрез то, что перенес в слабости наши несчастья, нас, которые есмы творения Его, перевел к славе силы Своей, в которой Он живет и царствует с Богом Отцем, в единстве со Святым Духом, Бог чрез все веки веков. Аминь.

Сказав выше о спальнях, Пророк присовокупляет, что спальни были шести лакоть отсюда и оттуда. При этом раздается важный для нас вопрос: почему он выше сказал, что спальня измерена одною тростью, о которой трости сказал, что она имеет именно шесть лакоть и пядень, а ниже говорит, что спальни имеют меру только шесть лакоть? Ибо, если они измеряются не тростью, а шестью локтями, то недостает пяди, которая по высшему сказанию заключалась в мере трости. Но если спальни суть чувства и помышления верующих, которыми чистые души единятся в любви к своему Создателю, а чрез шесть лакоть выражается совершенная деятельность, а пядью начало созерцания: то мы должны обратить внимание на членов святой вселенской Церкви, и скоро найдем, что есть в ней спальни, имеющие меру одной трости, и есть другие, только шестилакотные. Ибо некоторые верующие в ней любят всемогущего Бога так, что и в деле бывают совершенны, и в созерцании опытны. Эти именно имеют меру трости; потому что обладают и шестью локтями деятельности, и пядью созерцания. Некоторые же хотя любят всемогущего Бога, и исправно упражняются в добрых делах, но не умеют созерцать Его величие тончайшим рассудком. Они любят, но не умеют отыскивать радости в Его видении. Эти-то имеют шесть локтей, а пяди не имеют; потому что любовью они уже соединены с Ним, но по созерцанию разделены. Впрочем об этих спальнях после рассказа говорится, что они локтя единого с той и другой стороны; именно потому, что в любви к нашему Создателю и Искупителю верующие души совокупились из Иудейского народа и из язычества.

Поэтому, когда тот же Искупитель наш седя на жребяти входил в Иерусалим, как свидетельствует Евангелист, мнози ризы своя постлаша по пути: друзии же ваиа резаху от древия, и постилаху по пути. И предходящии и вслед грядущии вопияху, глаголяще: осанна, благословен грядый во имя Господне (Мк.11:7-9). Ибо Спаситель наш, сидя на жребяти, входит во Иерусалим, когда управляя душою всякого верующего, именно своим рабочим животным, ведет ее к видению внутреннего мира. На рабочем животном сидит так же, когда вообще управляет Святою Церковью и воспламеняет ее к желанию вечного мира. Но многие постилают по пути одежды свои; потому что укрощают тела свои воздержанием, чтобы приготовить путь к душе, или доставить примеры последующим. Другие же режут ветви или листья с дерев, и постилают по пути; потому что в учении истины заимствуют слова и мысли отцов из их писаний, и идя со смиренною проповедью подбрасывают их на пути Божием душе слушателя. Что даже и мы недостойные иногда делаем. Ибо когда мы в речи увещания заимствуем мысли у отцов, тогда отсекаем ветви от дерев, чтобы постилать их по пути всемогущего Бога. Но предыдущие и последующие взывали: осанна. Потому что Иудейский народ предшествовал, а языческий последовал. А поелику все избранные, как те, которые могли быть в Иудеи, так и те, которые ныне существуют в Церкви, и веровали и веруют в Посредника между Богом и людьми: то предыдущие и последующие взывают: осанна. Осанна же на Латинском языке значит – «спаси нас». Ибо от Него как прежние просили спасения, так н нынешние просят; и благословенным исповедуют Того, Кто идет во имя Господне; потому что одна надежда, одна вера, как у предыдущих, так и последующих народов. Ибо как те спаслись ожидаемым страданием и воскресением Его, так и мы спасаемся прошедшим страданием и на веки пребывающим воскресением Его. Так как в Кого веровали и Кого любили грядущего предки наши из Иудейского народа, в Того же и мы веруем пришедшего, и любим Его, и пламенеем желанием, чтобы видеть Его лицом к лицу. Итак спальни Его с обеих сторон; потому что сердца любящих веру в Него соединяются и из первой части века, и из последней. – Далее следует: и измерил вороты от кровли спальни даже до кровли их, широту двадцати и пяти локтей (Иез.40:13).

Беседы на пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

А перед комнатами выступ в один локоть, и в один же локоть с другой стороны выступ; эти комнаты с одной стороны имели шесть локтей и шесть же локтей с другой стороны

“Выступ”, гевул, комнаты имели, может быть, для к.-л. удобства в наблюдении за входящими в храм со стороны помещавшейся в комнатах стражи (ср. об ст. 7; может быть, в восточной и западной стене выступа были устроены для этой цели окна: ст. 16); потому, вероятно, этот выступ и был такой немалой величины - в локоть для каждой комнаты. LXX по Ват. и другим кодексам “и лакоть един сводм episunagonenoV - должно быть архитектурный термин, имеющий значение выпуклости, выступа) прямо феем” (боковых комнат) … “сюду и сюду”, к чему другие кодексы делают пояснительную вставку пред “сюду и сюду”: “лактя единого и лактя единого, предел” (т. е. в размере одного локтя с каждой стороны) - “Эти комнаты, с одной стороны, имели шесть локтей и шесть же локтей с другой”. Это повторение данных 7 ст. сделано с тою целью, какую имеет указание размера для выступов: чтобы показать, как составляется ширина пролета в 13 локтей, при ширине всего сооружения ворот в 25 локтей, о которой сейчас будет речь в ст. 13. Потому же единица меры 7 ст. “трость” переведена здесь на локти.