Толкования на Иез. 40:15

Свт. Григорий Двоеслов

и от передней стороны входа в ворота до передней стороны внутренних ворот пятьдесят локтей

И надобно заметить, что говорится: со всех сторон вокруг, для того, чтобы человек именно чрез все, что он делает, всегда расширялся в широте любви, дабы не стесняли его ни страх, ни ненависть. Итак, если кто говорит о слове Божием, и не имеет в сердце той любви, которую проповедует: то он, имеет фронтон здания, но притвора пред фронтоном не имеет. Если кто щедро раздает милостыню бедным, и чрез нее быть может питает в сердце гордость, помогает недостаточности ближнего не из любви, но по тайной гордости: то он хотя показывает фронтон на здании, но подле фронтона не устроил притвора. Если кто терпит поношения, наносимые от ближнего, и делаемые ему обиды терпит молча: то велико терпение, которое он показывает, но под условием, если он не имеет скорби в сердце, если для спокойствия кротости желает пользы даже тому, кто причинил ему вред. Ибо, если имеющий внешнее терпение кроет внутри скорбь, и не любит того, кого терпит: то он хотя имеет фронтон на здании, но притвора пред фронтоном не имеет; потому что, кто поддался тесноте ненависти, тот решительно потерял широту любви. Ибо, как уже сказали мы в первой части (Иез.2:6 - прим.ред.), истинное терпение есть то, которое даже любит того, кого терпит. Так как терпеть, и ненавидеть, не есть добродетель кротости, но прикровение злобы. И замечательно, что этот самый притвор называется притвором ворот. Потому что врата наши суть вход в царство. И совершенно любить Бога и ближнего значит уже стремиться ко входу царства. Ибо насколько кто любит, настолько приближается ко входу. А насколько кто небрежет о любви, настолько отказывается от входа; потому что не усиливается видеть то, чего желает. Ибо мы тогда имеем притвор ворот, когда из широты любви желанием уже входим в вышнюю жизнь, которой достигнуть еще не можем. Итак, когда совершается доброе дело в отношении к ближнему, тогда остается еще различить намерение того же самого доброго дела, ищет ли душа воздаяния от настоящей благодати, или она простирает надежду свою к будущему обетованию, так что за временное надеется вечного, за земное небесного. Ибо надежда на небесное укрепляет душу, дабы она не колебалась от волнений земных тревог. О чем и чрез Павла говорится: которая (надежда) для души есть как бы якорь надежный и твердый, досягающий даже до внутреннейшего за завесу (Евр.6:19, по русск. переводу). Об этом внутреннейшем и здесь присовокупляется: и пред лицем ворот, которые достигали до лица преддвеpия ворот внутренних, пятьдесят локтей.

Тем, что в этом месте говорится – пред лицем ворот – описывается не внешнее, но внутреннее место пред воротами, когда повествуется, что оно достигает до лица преддверия ворот внутренних. Поэтому-то это место называется имеющим меpy в пятьдесят локоть. Так как пятидесятиричным числом означается вечное успокoeниe. Ибо седмеричное число имеет свое совершенство, потому что им закончено число дней. И законом суббота дана на покой (Исх.20:8-10). Но самое седмеричное число, помноженное само на себя, возвышается в сорок девять с прибавкою единицы оно доходит до пятидесяти, потому что все наше совершенство будет состоят в видении Того Единого, в видении Которого уже не будет недостатка ни в спасении, ни в радости. Поэтому и Юбилеи, т. е. пятидесятый год, дан на успокoeниe; потому что, кто достигнет вечных радостей всемогущего Бога, тот не будет иметь ни труда, ни скорби.

Беседы на пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

и от передней стороны входа в ворота до передней стороны внутренних ворот пятьдесят локтей

“До передней стороны внутренних ворот” - неточный перевод евр.: “до лица (входа со двора) притвора ворот внутреннего”. - Соответственно ширина всего сооружения ворот, измеренной в 13 ст., здесь указывается общая длина этого сооружения: 50 локтей, - вдвое более ширины, - пропорция, выдержанная во всех сооружениях настоящего храма, как и более простая. - Эта общая длина могла бы быть вычислена из данных доселе цифр: 6 локтей наружной стены, 6 х 3 л. боковых комнат, 5х2 л. столбов между ними, 6 л. другого порога или второй капитальной стены ворот, 8+2 л. портика и его стены (равной толщине столбов ст. 9). Маз. т. представляет некоторые шероховатости. “От передней стены входа в ворота” букв. “до (ал) лица ворот внешнего”; “до” (= “у”) вместо “от” может быть, потому, что измеряющий стоит у этого входа. - LXX: “и непокровенное (aiqrion см. об. 14 ст.) врат отвне (от внешнего края паперти ворот) в непокровенное елама врат внутрьду (до внутреннего, выходящего во двор, края “притвора у ворот”, портика 9 ст.) пятьдесят лактей”.