Толкования на Иез. 40:23

Свт. Григорий Двоеслов

И во внутренний двор есть ворота против ворот северных и восточных; и намерил он от ворот до ворот сто локтей

В этом месте частица против полагается не для выражения противности, но для выражения прямоты; ибо ворота внутреннего притвора показаны были расположенными так, что ворота северные и восточные были направлены к ним прямым входом. Итак что значит, что внутренние ворота показываются устроенными по прямому направлению против ворот восточных и северных, если не то, – как ясно дается разуметь, – что вход царства небесного равно открыт, как для Иудейского и языческого народа, так и для праведников и грешников, после грехов обратившихся? Ибо милосердие Создателя нашего щедро. И внутренние ворота обращены не только к воротам Востока, но и Севера; потому что радости внутреннего притвора открыты не только тем, которые пребывают в невинности, но и грешникам, осуждающим чрез покаяние грехи свои, чтоб они знали о неизреченных таинствах отечества небесного, зная жаждали, жаждая стремились, стремясь достигали их. Об этих тайнах внутренней радости знал тот, кто говорил: возжажда душа моя к Богу крепкому живому: когда прииду и явлюся лицу Божию (Пс.41:3). Проповедник язычников стремился к этому входу царства небесного, когда говорил: желание имый разрешитися, и со Христом быти (Флп.1:23). Об этих тайнах внутреннего восторга знала та невеста, которая говорила: брат мой посла руку свою сквозь скважню, и чрево мое вострепета от него (Песн.5:4). Ибо брат посылает руку свою чрез скважню тогда, когда Господь Своею силою побуждает душу нашу чрез тонкое вразумление. И чрево от соприкосновения к ней трепещет; потому что слабость наша сама возмущается от своего восторга чрез то, что касается разумения небесной радости, и в душе бывает страх с радостью, потому что она уже чувствует, что любит из небесной радости, и еще боится, как бы не лишится того, что едва тонко чувствует. Итак что остается нам, если не то, чтобы все, знающие об оных радостях небесного отечества, направляли себя к течению усовершенствования жизни? Поэтому и здесь кстати присовокупляется: и размери двор от врат до врат локтей сто.

Мы уже выше сказали (Бесед. Иез.40:12 - прим. ред.), что сотенное число, составляемое из умножения десяти на десять, есть число совершенное. Поэтому тот, кто видит вход двора внутреннего, по необходимости должен стремиться к нему чрез жизнь усовершенствования, и от ворот начинания доходить до входа совершенства. Итак пусть измеряется внутренний притвор, простирающийся от внешних ворот до ворот внутренних на сто локтей, дабы тот, кто любя начал входить, имел в уме широту совершенства, поколику его в том, кого он любит, ни несчастья не стеснят, ни счастье не надмит, но он бежит чрез притвор совершенства, презирая все преходящее, доколе не достигнет сокровенных радостей. Ибо есть много таких, которые взошли уже на семиступенный вход ворот внешних, по некоторому способу вышнего распределения, по страху Божию – смиренны, по ревности к благочестию – милосерды, по ведению – разборчивы, по крепости души – свободны, по совету – осторожны, по разуму – предусмотрительны, по премудрости – зрелы: но, будучи еще обязаны некоторыми необходимостями, они порабощаются заботам мира сего, и откуда уже много отрясли душу, там еще содержится в неволе. И когда они несут возложенные на них тяжести земного занятия, тогда менее упражняются в небесных заповедях. Сердечно стремится к вечному отечеству не достает у них времени; самые желания их некоторым образом в них ослабевают, потому именно, что душа, встретив препятствия в заботах временных, не имея возможности любить истинные радости, дознанные ею, настолько, насколько ей хочется. Они большею частью высвобождают выи души из-под ига мира, все оставляют, слагают с себя тяжести земного попечения, и для того, чтобы шире развернуть душу к желанию небесного, стремятся к жизни уединенной, и будучи напряжены в святых молитвах, преданы священным размышлениям, изнуряют себя ежедневным плачем, и обветшалость сердца выжигают огнем любви, и обновляются в восхождении к небесной радости. Воспламенившись этим самым своим желанием, они большею частью желают уже выйти из тела, и после плача не хотят возвращаться к настоящей жизни. Впрочем они разнообразятся, так что разнообразная любовь самым своим разнообразием делает успех, и по пламенному желанию как бы растет от того, в чем eй отказывают. Так в стране Гадаринской освобожденный от легиона демонов хотел уже идти с Господом, однако ж ему говорится: возвратися в дом твой, и поведай, елика ти сотвори Бог (Лк.8:39). Так невеста в Песни песней томимая святыми желаниями говорит: на ложи моем в нощех исках, Егоже возлюби душа моя, исках Его, и не обретох Его (Песн.3:1). Ибо на ложе душа ищет возлюбленного, когда в самой своей праздности и отдохновении, которого домогается, желает видеть Господа, желает выйти к Нему, рвется к высвобождению себя из мрака настоящей жизни. Но она ищет Его, и не находит; потому что, хотя она с великою любовью желает, но ей еще не дозволяется видеть Того, Кого она любит.

Беседы на пророка Иезекииля.

Прп. Ефрем Сирин

И во внутренний двор есть ворота против ворот северных и восточных; и намерил он от ворот до ворот сто локтей

См. Толкование на Иез. 40:3

Лопухин А.П.

И во внутренний двор есть ворота против ворот северных и восточных; и намерил он от ворот до ворот сто локтей

Повторяя сказанное о восточной части двора в 19 ст. в приложении к северной части, стих делает туда важное добавление, указывая, что и во внутреннем дворе были ворота против внешних ворот, так что ширина двора могла быть измерена расстоянием между обоими воротами (в 19 ст. она измеряется расстоянием от внешних ворот до “края внутреннего двора”). Должно быть внутренних восточных ворот пророк не видел с такой ясностью, как здесь северных, и в ст. 27 южных. - “И восточных” читая с LXX: “якоже врата зрящая на восток”.