Толкования на Иез. 40:39

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 39-41 А в притворе у ворот два стола с одной стороны и два с другой стороны, чтобы заколать на них жертвы всесожжения и жертвы за грех и жертвы за преступление. И у наружного бока при входе в отверстие северных ворот были два стола, и у другого бока, подле притвора у ворот, два стола. Четыре стола с одной стороны и четыре стола с другой стороны, по бокам ворот: всего восемь столов, на которых заколают жертвы

Что будем говорить о таинственных смыслах Пророка Иезекииля мы, которые едва понимаем самые слова его Истории? Ибо вот он говорит: и во входе ворот два стола с этой, и два стола с той (стороны), чтобы закалать на них всесожжение, и за грех, и за проступок. И к стороне внешней, которая восходит ко входу ворот, которые ведут к северу, два стола; и ко второй стороне, пред входом ворот, два стола. Четыре стола отсюда, и четыре стола оттуда по сторонам ворот. Восемь столов было, на которых были закалаемы жертвы.

В этих именно словах проявляется густая темнота, говорится ли это об одних каких-либо воротах, или о двух, или о всех. Но когда описывается четверичное число столов по сторонам, и после в сумме заключения говорится: восемь столов было, на которых были закалаемы жертвы: то ясно, что это говорит Дух не о всех воротах, которые описал прежде; потому что, если бы все шесть ворот, описанные выше, имели по сторонам по четыре стола, то в сумме было бы их не восемь, а сорок восемь. С другой стороны, если это говорится об одних (воротах); то наше разумение встречает великое затруднение в том, что после описанного входа ворот, где упомянуты два стола с этой, и два стола с той (стороны), упоминается еще о двух столах, на стороне внешней, которая восходит ко входу ворот, ведущих к северу, и присовокупляется: и к второй стороне пред входом врат два стола. Ибо если внутри входа ворот было по сторонам по два стола, потому что присовокупляется: и к стороне внешней два стола, и ко второй стороне пред входом два стола, между которыми упоминается еще о воротах, обращенных на путь к северу: то решительно ясно, что один вход был внутренний, а другой внешний; потому что и прежде описываются ворота внутренние, и после в этом месте описываются внешние северные вороты. Ибо, когда он (Пророк) выше описал трое ворот, тогда упомянул, что есть трое других внутреннего притвора, из коих о последних – северных воротах сказал, но, как сказано, внутреннего притвора. Итак теперь, когда описываются два стола во входе ворот с одной стороны, и два стола с другой, то речь продолжается еще о тех же самых внутренних воротах, потому что тотчас присовокупляется, что к стороне внешней, которая восходит ко входу ворот, которые ведут к северу, два стола; и ко второй стороне пред входом ворот два стола. Следовательно, описаны вороты внутренние, что они имеют в притворе по два стола по сторонам, и ворота внешние подобным образом по два. Но четыре стола с этой стороны поставлены, и равно четыре стола с другой, когда в притворе ворот внутренних и при внешних воротах северных описываются по два стола по сторонам, одни с этой стороны, а другие с другой, которые в общей сумме дают восемь, на которых закалают жертвы. Итак, разъяснивши это о внешнем повествовании, обратимся к духовному смыслу, который, по милости Господней, тем более уже должен быть понятен, чем менее стесняет нас неведением внешнего описания.

Ибо под именем ворот могут быть разумеемы, как выше сказано, святые Проповедники, так как притвор ворот должен означать народ. Когда этот народ смиренно принимает слова проповеди, тогда в нем устрояются из добродетелей столы для жертвоприношения. Еще ничто не препятствует под воротами разуметь то, что чрез уста Проповедников открывается нам разумение Св. Писания, так что притвором тех же ворот для нас служат слова проповеди, которые мы смиренно принимаем для того, чтобы после дойти до разумения Св. Писания. Итак пусть для нас внутренними воротами служит Новый Завет, а внешними Ветхий Завет; потому что, как тот открывает духовный смысл, так и этот соблюл в истории букву Св. Писания для душ еще грубых. Но внутренние ворота имеют уже в великом множестве верующих народов две стороны, именно, любовь к Богу и любовь к ближнему. Но с той и с другой стороны по два стола; потому что в любви к Богу необходимо держаться веры и чистоты жизни, а в любви к ближнему должны быть крайне хранимы терпение и благорасположенность. В любви к Богу необходима вера и чистота жизни; потому что ясно написано: без веры невозможно угодити Богу (Евр.11:6). И еще написано: вера без дел мертва есть (Иак.2:20, 26). А в любви к ближнему должны быть соблюдаемы нами терпение и благорасположенность; потому что об этой самой любви написано: любы долготерпит, милосердствует (1Кор.13:4). Долготерпит так, что равнодушно переносит зло, нанесенное от ближних; а милосердствует так, что свои блага охотно иждивает на ближних. И внешние ворота, т.е. закон, имеют также две стороны, духовных отцов и плотской народ. На той и другой (стороне) имеют по два стола; потому что в духовных отцах имеют учение и пророчество, а в плотском народе имеют обрезание и жертвоприношение. Итак на этих семи столах закалаются жертвы; потому что все, что принимается верою, что выражает жизнь в пример добрых дел, что смиренно переносит терпение, что щедро тратит благорасположенность, чему спасительно назидает учение, к чему увещевает вперед пророчество, к чему обязывало внешнее обрезание, что соделывало жертвоприношение по набожности приносящего, показывает, что это есть жертва в очах всемогущего Бога. Ибо даже в законе что другое приносил народ в жертву чрез плотское жертвоприношение, если не преданность своего сердца? Но замечательно, что о четырех только столах упоминается, что они были (устроены) для всесожжения, за которые (столы) мы принимаем именно те, которые были в притворе ворот внутренних, так что о прочих четырех (столах) мы должны думать, что они были устроены для жертвоприношения, а не для всесожжения. Ибо всесожжением, как я объяснил в предыдущей беседе, называется все сожженное. Хотя и закон повелевает любить Бога и ближнего, хранит Божественные заповеди, обуздывает пожелание чужой собственности; однако же не повелевает оставлять все. Но в Новом Завете Истина говорит нам: иже не отречется всего своего имения, не может быти мой ученик (Лк.14:33). И еще говорит: кто хощет по Мне ити, да отвержется себе (Лк.9:23). Итак столы внутренних ворот имеют всесожжение; потому что мы в добродетелях Нового Завета, как бы чрез всесожжение, сожигаем все, когда отрекаемся от всего, что принадлежит мирy сему. Но столы внешних ворот имеют жертвоприношение, но не имеют всесожжения; потому что заповеди закона повелевают отдавать десятины, но не повелевают отвергаться всего.

Но о четырех столах внутреннего притвора говорится: чтобы закалать на них всесожжение, и за грехи, и за проступок. Ибо между грехом и проступком разница состоит в том, что грех состоит в творении зла, а проступок в опущении того Добра, которого крепко должно держаться. Или яснее, грех состоит в деле, а проступок в помышлении. Поэтому справедливо на четырех столах внутренних ворот закалается всесожжение, и за грех, и за проступок; потому что кто мог вполне отречься этого настоящего века, и оставив все, соделаться всесожжением для Господа, тот уже сам верно знает, и как оплакивать содеянные грехи, и как оплакивать проступки помышления, или что он сделал худого, или чего не сделал доброго, которое должен был сделать. Ибо тот, кто отказался от всего, уже свободнее рассматривает в слезах свои преступления. И поелику земное попечение не мешает душе его, то, плача о деле и помышлении, что другое он делает, если не приносит всемогущему Господу душу свою во всесожжение за дела и помышления?

Кажется, надобно обратить внимание и на то, что Пророк, сказав о внешней стороне, и упомянув о входе ворот, присовокупил: которыя ведут к северу. Ибо данный закон держался на внешней страже буквы. А вход ворот есть, самый исторический смысл того закона, который ведет к страху Господню. Об этих воротах говорится, что они ведут к северу; потому что тот же закон страхом смерти сжимал холодные сердца Иудейского народа. Ибо этот народ бежал бы как бы по жару, если бы по любви сохранял заповеди Господни. Но поелику он хранил букву под страхом угрожавшей смерти, то и остался как бы в оцепенении от холода. Поэтому новым народам, любящим вечные награды, но не боящимся временных страданий, и уже горящим (любовью) говорится: не приясте духа работы паки в боязнь: но приясте духа сыноположения, о немже вопием: Авва Отче (Рим.8:15). Итак пусть говорится: четыре стола отсюда, и четыре стола оттуда по сторонам ворот. Ибо, когда в душах людей добрых хранится вера и чистота жизни, учение и пророчество; то наши ворота, т.е. разум Св. Писания, имеют в стороне четыре стола. И когда святая проповедь хранит в усовершающихся народах терпение и благорасположенность, а прежде хранила в плотских людях обрезание и жертвоприношение; тогда показываются и еще четыре стола как бы с другой стороны. Все эти восемь столов устрояются для жертвоприношения; именно, – четыре внутренних для всесожжения, а четыре внешних для жертвоприношения. Потому что как те, которые сохраняют в святой Церкви веру, чистоту жизни, терпение и благорасположенность, без сомнения уже сияют высокими добродетелями; так и те, которые в Синагоге познали учение и пророчество, иным жертвуя, а иное удерживая для самих себя, принесли всемогущему Богу жертву своей набожности. Но поелику выше сказано, что четыре стола внутреннего притвора устроены для того, чтобы на них были закаляемы жертвы всесожжения и за грех и за проступок: то ниже открывается, из чего были устроены самые столы, когда присовокупляется: четыре же стола для всесожжения устроены из квадратных камней (Иез.40:42).

Беседы на пророка Иезекииля.

Прп. Ефрем Сирин

А в притворе у ворот два стола с одной стороны и два с другой стороны, чтобы заколать на них жертвы всесожжения и жертвы за грех и жертвы за преступление

См. Толкование на Иез. 40:3

Лопухин А.П.

А в притворе у ворот два стола с одной стороны и два с другой стороны, чтобы заколать на них жертвы всесожжения и жертвы за грех и жертвы за преступление

В то время, как по Моисееву закону жертвы нужно закалать у северной стороны жертвенника, в таинственном храме Иез, важнейшие, по крайней мере, жертвы: всесожжения, жертва за грех (= Лев IV:3 и д.) и за преступление (= Лев V:19; слав. “яже за неведение”) закалались в притворе ворот, должно быть чтобы особенная святость этого храма не осквернялась грехом, который за грешника несет на себе живое животное. Заклание производилось, может быть, как и в прежнем храме, на особых столах, которых для этой надобности было 4 (может быть, по числу стран света); расположены они были симметрически (как все в таинственном храме) по 2 с каждой стороны притвора (см. план 2 - а, b, с, d). Таким образом уже внутренность ворот видом жертвенных столов вводила входящего в богослужение, главную часть которого составляли жертвы.