Толкования на Иез. 43:10

Свт. Филарет Московский

Ты, сын человеческий, возвести дому Израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру

Ты же, сыне человечь, покажи дому Израилеву храм. То есть скажи дому Израилеву, что храм Божий не вконец разрушен, что можно видеть его в духе, хотя и нет его для очей телесных, что над развалинами его носится его таинственный образ, что там дело идет о его устройстве, размерах, законах, а сие бывает тогда, когда готовятся созидать новый храм, что, следственно, есть надежда Иудеям вновь быть народом Божьим, потому что Бог не станет созидать безлюдный храм. Покажи дому Израилеву храм.

Покажи храм, глаголет Господь, и да престанут от грехов своих. Покажи храм, но не просто, не для одного любопытства, не для одного утешения сим видением, но для того, чтобы сие видение произвело в видящих действие, и действие сильное и решительное: Да престанут от грехов своих.

Представляемое Иудеям чрез Пророка видение нового храма по необходимости должно было привести им на память прежний храм, созданный Соломоном, и непременную судьбу бывшего храма, которая не может измениться и для будущего. Судьбу сию определил Бог, когда, по совершении и освящении храма, в видении Соломону сказал между прочим: Аще отвращающеся отвратитеся вы и чада ваша от Мене и не сохраните заповедей Моих и повелений Моих, - и храм сей, егоже освятих имени Моему, отвергу от лица Моего (3Цар.9:6,7). Сколь непреложна судьба сия, Иудеи дознали печальным опытом, в разрушении сего храма Вавилонянами. На все сие указует Бог, когда глаголет Иезекиилю: Покажи дому Израилеву храм.

То есть представь дому Израилеву образ нового храма и тем самым приведи на память судьбу храма прежнего, которая, как основанная на правде вечной, не может не быть судьбою и нового, и пусть помыслят Иудеи, что должно им делать. Если приятно и вожделенно им видение нового храма, то пусть позаботятся о сохранении храма. Если заботятся о сохранении храма, то пусть вспомнят, что грехи разрушили храм. Если знают, что грехами разрушается храм, то пусть перестанут быть разрушителями храма. Покажи дому Израилеву храм, и да престанут от грехов своих.

Слово при освящении храма (1832 г.).

Лопухин А.П.

Ты, сын человеческий, возвести дому Израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру

Видение храма, еще более таинственное, чем видение I гл., не должно, однако, оставаться личным откровением пророку. Последний должен обнародовать его. На дом Израилев это откровение должно произвести потрясающее действие: “и устыдятся они (рус. “чтобы, они устыдились”, LXX: “и да пристанут от грехов”; Вульг. et confundatur) беззаконий своих, и снимут с него меру” (рус.: “чтобы сняли”, Вульг. metiantur fabricam): LXX + “и видение его и чиноположение его”: два действия, очевидно стоящие между собою в тесной связи. Евреи тогда устыдятся беззаконий, когда измерят храм так, как измерил его пред пророком ангел. Измерить в данном случае значит постигнуть план этого таинственного здания. Когда окажется способным к такому постижению дом Израилев, не говорится.