Толкования на Иез. 44:4

Еп. Виссарион (Нечаев)

VI. Паримия на Богородичные праздники (Иезек. 43:27; 44:1–4). В сей паримии идет речь о священнодействиях, какия должны совершать священники при освящении имеющего воздвигнуться храма и о неприкосновенности восточных ворот внешнего притвора храма.

И введе мя по пути врат, яже к северу прямо храму. И видех, и се, полн славы храм Господень

От восточных врат пророк приведен был к северным вратам, и отсюда опять открылось пред очами его величественное зрелище славы Господней, наполнявшей внутренность самого храма, – т.е. он увидел Господа, седящего на херувимской колеснице.

Отцы церкви и церковные песнописцы в словах Иезекииля о прохождении славы Господней восточными вратами храма и о всегдашнем после сего закрытии их и неприкосновенности созерцали указание на таинство воплощения. Бл. Феодорит говорит: «В сем образе пророк дает нам проразуметь девственную утробу, в которую никто не входит и не исходит кроме Самого только Владыки». – Такое толкование надобно иметь в виду для объяснения, почему расмотренную паримию положено читать в праздники в честь Богородицы, сподобившейся чрезвычайной чести быть вместилищем Божества и таинственною дверью, чрез которую, по воплощении от нее Сына Божия, никто не проходил.

Толкование паремий из книги пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа, и пал я на лице мое

От восточных ворот, где пророк стоит, он переводится с целью показать ему, что слава Божия наполняет храм (баит, т. е. здание святилища и Св. Св.), пред фронтом его, но приводится не ближайшим путем через внутренние восточные ворота, что было невозможно в виду 46:1-2, а “путем ворот северных”. Пред лицем славы Божией, являвшей присутствие в храме самого Бога, пророк естественно пал ниц.