Толкования на Иез. 47:4

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 4-5 И еще отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу. И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток

Какую воду оставления он перешел водою. Так как в крещении есть и чувственная вода, и духовная, то он прошел чувственной водою воду оставления, т.е., чрез чувственную воду он пришел к Духу, имеющему оставление грехов. И прейде водою, воду оставления. Где Дух, там и оставление грехов, как и Спаситель говорит, дунув: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся» (Ин.20:22,23). Потом, пророк, или лучше – Бог чрез пророка, желая показать, как таинство крещения начинает с немногих, распространяясь же имеет обнять мир, начинает с Палестины чрез двенадцать апостолов, затем наполнило Палестину, наполнило Сирию, перешло на восток, обняло западные страны, достигло самого запада, – это именно желая показать, как постепенно будет распространяться познание таинства, Бог говорит чрез пророка: и мера в руце его, и измери тысящу, и прейде водою, воду оставления. И паки, измери тысящу, и взыде вода до чресл. Распространялось поне­многу. Сначала вода; потом вода глубокая, поднявшаяся до бедра. И размери другую тысящу, и не возможе уже прейти, потому что прибыла вода. И исхождаше вода, и река великая. Сначала вода, по­том – до бедра, потом – река. И измерил троекратно: тысячу, тысячу, тысячу. Число до тысячи, – что указывает на совершенство в при­зывании Отца, и в призывании Сына, и в призывании Святого Духа. И измерил тысячу, и перешел чрез воду, воду оставления. И паки измери тысящу, и взыде вода до чресл. И размери третию тысящу. Когда полнота знания, тогда положена третья мера. Притом одна мера, но она полагается трижды. Это значит, что в Отце, Сыне и Святом Духе – едино Божество, едина сила, едина власть, проповедуемая в трех именах. И вода, говорит, прибывала, как поток затопляющий. Что значит – как поток? Таково действие Святого Духа. Потоком называет обилие даров, потому что река, постоянно текущая, имеет плавное течение, а поток, стремительно вздувающийся, несет обильные воды и все увлекает на своем пути. Итак, человеколюбивый Бог, желая показать, что дар благодати (будет) водою оставления для ве­рующих, водою же потопления для неверующих и водою смывающей за­блуждения и господство демонов и злобу диавола, говорит: изыде аки поток наводняемый. Какой поток? Слушай, что говорит Бог чрез Исаию: «вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов – как разливающийся поток для наслаждения вашего» (Ис. 66:12). Река – для верующих, поток – для противящихся. И вышла как поток для противящихся. И сделалась потоком потопляющим та вода.

Беседа на слова: Господь воцарился, да радуется земля.

Прп. Ефрем Сирин

И еще отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу

См. Толкование на Иез. 47:3

Лопухин А.П.

И еще отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу

“И повел меня”. LXX опять (см. ст. 3) dihlqen (т. е. ангел, а не пророк), по слав. “и преведе мя”. - “Воды было по колено”, как и слав. “и взде вода до колен” - перифраз краткого, как и в ст. 3, евр. “вода колен” (греч. точнее без “взыде”); но “вода” в евр. не в stata consctr, как ранее и дальше, а в st. abs. маим не мей, может быть, потому что, в первой форме выражение означало бы тоже, что у Ис XXVI:12 “вода ног” (моча). Из “повел меня” LXX образовали сказуемое к вода “и взыде вода”.