Толкования на Иоиля 2:17

Свт. Григорий Богослов

Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их»

Кто воззовет: пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы? Кто будет молиться о нас – Ной ли, Иов и Даниил, вместе молящиеся и вместе упоминаемые, – да успокоится у нас хоть немного брань, чтобы мы пришли в себя.

Слово 3.

См. также Толкование на Иол. 2:14

Свт. Кирилл Александрийский

Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?»

См. Толкование на Иол. 2:15

Прп. Ефрем Сирин

Между степенми жертвенника восплачутся жрецы. Причину сего Пророк показал выше, сказав: отъяся семидал и возлияние (1:13). Не даждь достояния Твоего на укоризну народов языческих. С такою укоризною говорил Рапсак: кто Господь, яко избавит Иерусалима от руки моея (Ис.36:20)?

Толкование на книгу пророчества Иоиля.

Блж. Иероним Стридонский

Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их

См. Толкование на Иол. 2:15

Еп. Виссарион (Нечаев)

I. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоиль 2:12–26). В сей паримии Господь устами пророка по случаю постигшего Иудеев бедствия от саранчи и засухи призывает их к покаянию и обнадеживает помилованием.

Между степеньми жертвенника восплачутся жерцы служащии Господу и рекут: пощади, Господи, люди Твоя и не даждь достояния Твоего на укоризну, да не обладают ими язы́цы, да не рекут во языцех: где есть Бог их

Местом всенародного покаяния должен быть храм. Быть выразителями покаянных чувств и совершать умилостивительные молитвы и жертвы есть дело жрецов, т.е. священников с первосвященником во главе. Пусть, по слову пророка, они станут между степеньми жертвенника, на ступенях подножия жертвенника всесожжения, находившегося во дворе храма, и обратясь лицем к святилищу, со слезами вознесут Господу мольбу об отвращении гнева Его: пощади, Господи, люди Твоя и не даждь достояния Твоего, т.е. избранный Тобою в особое достояние Твой народ, – на укоризну, да не обладают ими язы́цы. Бедствие, об отвращении которого надлежало умолять Господа, состоит в опустошении земли саранчею и в засухе. Если это бедствие возобновится, то для спасения от голода жителям придется бежать из отечества и искать пропитания в чужих странах, отдать себя в рабство язычникам. О, пощади Господи, должны были молиться священники, пощади людей Твоих от этого уничижения, не допусти, чтобы стали господствовать над ними язычники (да не обладают ими язы́цы), избавь их от этого позора (укоризны). В остальных словах молитвы: да не рекут во языцех: где есть Бог их? – выражается опасение, что грозящее Иудеям уничижение от язычников служило бы к оскорблению Самого Господа Бога. Вы хвалитесь тем, будут говорить язычники, что живете под покровительством своего Бога, Которого называете единым истинным Богом. И однако же Он не спасает вас от бед, оставляет вас без помощи в нужде. Где же Он? И действительно ли Он есть истинный Бог, если не проявляет Своей Божественной силы для блага Своих чтителей? – Такие речи язычников были бы оскорбительны не только для Иудеев, но и для самого их Бога. Таким образом, не только для своей чести, но паче всего для славы имени Божия надлежало умолять Господа о пощаде, об отвращении бедствий от саранчи и от засухи.

Толкование на паримии из Книги пророка Иоиля.

Лопухин А.П.

Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их»

Между притвором (ulam) и жертвенником: в слав. «между степеньми (ступенями) жертвенника». Словом ulam назывался пристроенный с восточной стороны храма и ведший во святилище, притвор 20 локтей в длину, 20 в высоту и 10 в ширину (3 Цар. 6:3). В следующей части храма, на внутреннем дворе священников (3 Цар. 6:36; 2 Пар. 4:9) находился жертвенник, лицом к которому и должны были стоять священники. Не предай наследия Твоего на поругание и д. Речь идет не о порабощении Израиля языческими народами, как предполагают защитники аллегорического толкования кн. Иоиля, а вообще о бедственном положений страны, могущей подать повод для насмешек язычников.

См. также Толкование на Иол. 2:12