Толкования на Иоиля 2:30

Свт. Василий Великий

Ст. 30-31 И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный

Господь же предсказал, что в солнце, луне и звездах явятся даже знамения разрушения вселенной. Солнце обратится в кровь, и луна не даст света своего (Мф 24:29). Таковы знамения конца вселенной!

Гомилии на шестоднев.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Ст. 30-31 И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный

Да вразумятся этим обратившиеся из манихеев и не боготворят более светил, и это, имеющее помрачиться, солнце за Христа нечестиво да не почитают! Выслушай также слова Господа: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мк 13:31). Ибо творения не имеют такой цены, как слова Владыки.

Огласительные слова.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 30-31 И дам чудеса на небеси горе, и знамения на земли низу, кровь и огнь, и курение дыма, солнце обратится во тму, и луна в кровь, прежде неже приити дню Господню великому, и просвещенному

На нечестивые деяния Иудеев, учиненные над Христом, негодовала и самая природа вещей; тварь как бы стенала, видя Творца поруганным, и храм Божий, сетуя подобно плачущим, разделялся, ибо написано, что «завеса церковная раздрася» сверху донизу (Мф.27:51); солнце, удержав свойственный ему блеск, не давало света живущим на земле, ибо тьма была от шестого часа до девятого (Мф.27:45); скалы распадались (Мф.27:51); должно полагать, и с лунным диском совершалось нечто необычайное, так что казалось, что он обращается в кровь. Конечно, об этом умолчано у святых евангелистов; но достаточно удостоверения из пророчества. А что по мановению Создателя не на одном только солнце были знамения, но как бы вся природа изменилась к худшему и ей несвойственному, это может быть ясно из того, что Бог говорит устами Исаии: и «облеку небо во тму, и положу аки вретище одежду его» (Ис.50:3). Когда говорит: «небо», то разумеет, что все, находящееся на небе, облекается мраком как вретищем, сетует, скорбит и как бы вопиет видом своим. Таковы, думаю, знамения на небе. А на «земле» – (знамения) «кровь и огонь, и курение дыма», означают, как полагаю, бедствия Иудеев, которые навлекла на них тягостнейшая война, воздвигнутая рукою Римлян: вся страна их орошалась кровью; вместе с городами должен был быть сожженным и сам знаменитый храм; дома, разрушенные, дымились. А что прежде дня великого и просвещенного, когда всем предстоит божественное судилище, при чем Христос воздаст каждому по делам его, подобное же постигнет Иудеев, уясняет, говоря: «прежде неже приити дню Господню великому, и просвещенному». Кроме того нужно заметить, что и сам Господь на вопрос святых апостолов о кончине века и о разрушении Иерусалима смешал знамения, так что, можно сказать, неизвестно, когда какое сбудется (Мф.24).

Толкование на пророка Иоиля.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 30-31 И дам чудеса, на небеси и на земли, кровь и огнь, и курение дыма, солнце обратится во тму, и луна в кровь, прежде неже приити дню Господню

Сие будет при Езекии, и повторится во дни Седекии, и во дни Гога; совершенно же исполнится при скончании времен в первое и в последнее пришествие Господа нашего.

Толкование на книгу пророчества Иоиля.

Блж. Иероним Стридонский

И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма

См. Толкование на Иол. 2:28

Еп. Виссарион (Нечаев)

II. Паримия в праздник Пятидесятницы (Иоил. 2:23–32). В сей паримии обещается сынам Израиля, пострадавшим от бесплодия земли вследствие опустошения саранчею и засухи, обильное плодородие; затем предрекается обильное излияние Св. Духа на всякую плоть и предуказываются знамения грядущего суда.

Ст. 30-31 И дам чудеса на небеси и на земли, кровь и огнь и курение дыма. Солнце обратится во тму, и луна в кровь, прежде неже приити дню Господню, великому и просвещенному

Благодатные дары Св. Духа, о которых была речь в предшествующем стихе, будут свидетельствовать о Боге, как о всеблагом Промыслителе о Церкви. Но Он же есть праведный Судия, Которым на всемирном суде в последний день мира воздастся каждому по делам его. Сему суду, по слову пророка, будут предшествовать знамения на земле и на небесах. На земле: кровь, огнь и курение дыма, т.е. опустошительные кровопролитные войны, сопровождающиеся пожарами и непроницаемым дымом, также землетрясения с вырывающимся из земли огнем, и истребительные грозы, подобные огню с громом и градом, поразившему Египет (Исх. 9:23–24). На небесах: затмение солнца и кровавый вид луны. Все подобные знамения на земле и на небесах будут, и по слову Христа Спасителя, предвестниками грядущего суда (Мф. 24:29; Лк. 21:25). – День Господень, в который произведен будет страшный суд, называется у пророка днем великим по великому и решительному для человеческого рода значению суда, и просвещенным, т.е. славным, потому что Господь Судия явится во славе Своей (Мф. 25:31. – Возникает вопрос: в каком смысле должно понимать, что Ап. Петр пророческие слова о знамениях, имеющих предшествовать страшному суду, относит к событию сошествия Св. Духа? Есть ли какое отношение между этим событием и помянутыми знамениями? – Должно полагать, что св. Апостол в событии сошествия св. Духа видит некоторые предуказания знамений пред всемирным судом. Страшны эти знамения, но они произведены будут тою же всемогущею Силою, какою произведено чудо нисшествия огненных языков на главы Апостолов и буря, сопровождавшая это чудо.

Толкование на паримии из Книги пророка Иоиля.

Лопухин А.П.

И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма

Пророк переходит к изображению страшного дня Господня или дня суда и указывает знамения наступления его. Непосредственный переход речи к другому событию не обозначает того, что пророк считает оба события имеющими наступить одновременно. Пророки нередко сопоставляют два события не по их хронологической связи, а по внутренней, идейной близости, потому, что при сопоставлении этих двух событий рядом яснее выступает значение каждого из них (ср. Иc. 40 и д.). Кровь и огонь и столпы дыма. По-видимому, в этих словах имеются в виду войны, сопровождающиеся пролитием крови и сожжением городов и селений (ср. Мф. 24:6-7; Мк. 13:6-7; Лк. 21:9-10).

См. также Толкование на Иол. 2:27