Толкования на Иоиля 3:12

Свт. Кирилл Александрийский

Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду

См. Толкование на Иол. 3:9

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 12–13 Пусть воспрянут и поднимутся народы на долину Иосафата, ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отвсюду. Пустите [в дело] серпы. Ибо жатва созрела, приходите и спуститесь; ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что умножилась злоба их

И это, подобно объяснению предшествующего, истолковывается двояко. Ибо одни объясняют в хорошую сторону то, что народы взойдут на долину Иосафата, означающую суд Господень, и что там воссядет Бог, чтобы судить все народы, которые придут отвсюду, и именно в том смысле, что и святые соберутся против врагов Божиих, и пустят [в дело] серпы свои, чтобы пожать созревшую жатву у врагов, и придут и спустятся, и будут топтать точила, потому что настает сбор винограда, и виноградный сок настолько обилен, что точила не могут вместить его. А чтобы мы знали, какой это сбор винограда и это полное точило, то прибавлено: умножилась злоба их, что́ указывает, без сомнения, на тех, кои собрались против Господа. Другие же утверждают, что для того поднимаются народы, и сходятся в долине Иосафата и Господь восседает судить все народы, чтобы они приготовились и взяли всякого рода военное оружие, и чтобы были пожаты в долине Иосафата серпами Господа; потому что пришло на них время суда, и злодеяния их настолько умножились, что превысили долготерпение Божие. Ибо и аморреи тогда были изгнаны, когда грехи их достигли крайней степени. Иудеи относят это место к гогу и могогу, самым жестоким народам, о которых мы выше говорили, и полагают, что в последнее время, когда Иерусалим будет восстановлен, в период тысячелетнего царства, они придут против народа Божия и погибнут в долине Иосафата, находящейся при восточной стороне храма; потому что наступило время избиения их и пролития крови подобно сбору винограда.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Еп. Виссарион (Нечаев)

III. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоил. 3:12–21). В сей паримии содержится пророчество о дне Страшного суда.

Тако глаголет Господь: да востанут и взыдут вси язы́цы на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду рассудити вся языки яже окрест

Ближайшим образом, хотя в слабой степени, в сем стихе, равно как в некоторых из предыдущих и последующих (Иоил. 3:19), идет речь о суде Божием над народами, смежными с Иудеею (яже окрест), которые по возвращении Иудеев из Вавилонского плена (Иоил. 3:1–2) дерзнут нарушать безопасность их, дерзнут подступать к самому Иерусалиму с целью разграбить его и овладеть им. Господь, когда возвратит Иудеев в отечество, не даст их в обиду врагам их. Он есть праведный Судия, и Своих чтителей защитит от враждующих против них народов. Местом, на котором Он произведет Свой строгий суд, будет юдоль Иосафатова (сл. ст. 2). Так доселе называется долина Кедронская на восток от Иерусалима, не в память об Иосафате, царе Иудейском (он погребен на Сионе во граде Давидовом 2 Пар. 21:1), а потому, что в этом названии содержится указание на Господень суд, имеющий произойти над народами. Еврейское слово Иосафат значит: «Господь есть судия», или: «Господь судит». И ниже, через стих, слова: юдоль Иосафатова, заменяются словами: поле судебное, юдоль судебная. Если относить пророчество об этом суде к народам, нападающим на Иерусалим, то это надобно понимать в том смысле, что Господь во гневе Своем, как праведный Судия, поразит полчища, которые подступят к Иерусалиму. И действительно, история после Вавилонского плена представляет несколько случаев неудавшегося нападения на землю Иудейскую и на Иерусалим враждебных соседних народов. Но взор пророка не ограничивается этими случаями. Если пророк и имел в виду эти частные случаи, то, без сомнения, смотрел на них, как на слабые предызображения всемирного суда над врагами Царства Божия и вообще нечестивыми. В этом обширном смысле понимать пророчество о суде над народами нужно отчасти потому, что предшествующее сему пророчество об излиянии Духа Святого на всякую плоть и о спасении всякого призывающего имя Господне относится, как мы видели при изъяснении предыдущей паримии, ко всем народам, – отчасти потому, что всемирный суд над народами в новозаветных писаниях, как увидим ниже, изображается одинаковыми чертами, как и в дальнейших словах пророчества Иоилева изображается суд над народами. – На основании пророчества Иоилева издревле сложилось мнение, доселе господствующее не только в христианском мире, но также между Евреями и магометанами, что местом всемирного суда будет долина Иосафатова близ Иерусалима. Это мнение может быть признанно вероятным, если иметь в виду, что всемирный суд будет происходить в воздушном пространстве. Как Сам Судия явится с неба на воздухе и здесь сядет на престоле суда, так и подсудимые народы предстанут пред ним на воздухе. Долина Иосафатова может быть местом всемирного суда в том смысле, что над нею в воздушной среде явится Господь – Судия и вокруг Него на воздухе займут огромное пространство подсудимые. Собрание их на самой долине немыслимо по ее тесноте и их многочисленности; но воздушное пространство, в безмерную широту и высоту над нею и окрест ее, может быть наполнено бесчисленным множеством подсудимых. На суд предстанут и примут праведное воздаяние все народы, не только озлоблявшие Церковь, но и принадлежавшие к ней. Из среды последних осуждены будут на вечную погибель нечестивые и нераскаянные.

Толкование на паримии из Книги пророка Иоиля.

Лопухин А.П.

Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду

Ст. 12–13 представляют ответ Господа на молитву пророка в ст. 11-м: веди Твоих героев.

Толковая Библия.