Толкования на Ион. 3:5

Свт. Иоанн Златоуст

И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого

Видел ты, как Бог гневается, когда презирают пост? Узнай же, как Он и радуется, когда чтут пост. <…> Тогда, как великий и дивный город ниневитян лежал уже на коленах, склонил голову к самой пропасти и готов был принять направленный сверху удар, пост, как некая свыше слетевшая сила, исторг его [город] из самых врат смерти и возвратил к жизни.

О покаянии 5.4.

Свт. Григорий Богослов

И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого

Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью (Пс. 125:5). Будем ниневитянами, а не содомлянами. Уврачуем грех, чтобы со грехом не погибнуть. Послушаем проповеди Ионы, чтобы не потопил нас огонь и жупел. И если вышли мы из Содома, то пойдем на гору, убежим в Сигор, взойдем туда с восходящим солнцем; не будем останавливаться нигде в окрестности сей, не будем оглядываться, чтобы не отвердеть в соляной столп - столп подлинно бессмертный, обличающий душу, обращающуюся к злу.

Слово 16.

Свт. Амвросий Медиоланский

И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого

Если мало им слов апостола, пусть послушают пророка: постясь душею моею (Пс. 68:11). Потому, кто не постится, тот непокрыт и наг, и открыт для раны. Наконец, если бы Адам защитил себя постом, он не оказался бы наг. Ниневия постом себя от смерти спасла, и сам Господь говорит: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21).

Письма 15.

Свт. Кирилл Александрийский

И вероваша мужие Ниневийстии Богови, и заповедаша пост, и облекошася во вретища от велика их даже до мала их

Выразительно изречение: уверовали, говорит, жители Ниневии, то есть, города, всегда отличавшегося всевозможными гнусностями. В них было великое и несчетное множество идолов, и многочисленные капища, и распространены были тайные искусства. Так у них были в почете волшебства и лжепророчества, премудрым считался устремлявший любопытные взоры к звездам и достигал наивысшей степени славы тот, кто был удобопреклонен ко всякого рода гнусностям. Но Богу они поверили все от мала до велика, то есть, знатные и незнатные, вельможи и люди низкого происхождения, в роскоши богатства и страдающие под бременем нужды. Одна у всех была забота – оказать повиновение словам Пророка. Явление это весьма удивительно и служит в великую похвалу уверовавшим; ибо они тотчас же с готовностью подчиняются человеку, призывающему их к исправлению в будущем, и изнеженную свою выю преклоняют пред божественными глаголами, и это по призыву к покаянию иноплеменника и одного человека, и прежде неведанного им. Так поступили Ниневитяне. А неразумный Израиль не повинуется закону, смеется над Моисеем, ни во что ставит слова Пророков: но зачем говорю я об этом? Он сделался даже убийцею Господа, не повиновался Самому Христу. Итак состояние Ниневитян было лучше, (чем Израильтян) и это подтвердил Бог всяческих, негде так говоря Иезекиилю: «сыне человечь, иди и вниди в дом Исраилев…, не к людем… иноязычным, ни тяжким языком сущым…, аще же и к тацем послал бых тя, то и тии послушали быша тебе: а дом Исраилев не восхощет послушати тебе…, яко… непокориви суть и жестокосерди» (Иез. 3, 4–7). Да, люди иноязычные, глубокоиспорченные и легкомысленные, то есть, Ниневитяне оказали почтение пророчеству и немедленно пришли к сознанию необходимости покаяния; а строптивый Израиль не оказал почтения даже самому Владыке закона и пророков.

Толкование на книгу пророка Ионы.

Блж. Иероним Стридонский

И уверовали мужи ниневийские в Бога, и объявили пост, и оделись во вретища от большего до меньшего

Уверовала Ниневия, а Израиль упорствует в неверии. Уверовали необрезанные, а обрезанные остаются неверующими. И сперва веруют мужи ниневийские, достигшие возраста Христова, и объявляют пост и одеваются во вретища от большего до меньшего. Сообразны с поканиием и пища и одежда, так что, оскорбив Бога чрез роскошь и великолепие, они благоугождают Ему чрез осуждение того, чем прежде оскорбляли Его. Вретище и пост составляют оружие покаяния, это – помощники грешников; прежде пост и потом вретище; прежде то, что сокрыто, а после того то, что явно; первое всегда совершается для Бога, а второе иногда и для людей, и если бы из двух предметов один необходимо было устранить, то а скорее избрал бы пост без вретища, чем вретище без поста. Начинается покаяние с бо́льшего возраста и доходит до меньшего; потому что никого нет без греха, «аще и един день житие его на земли, и изочтени» годы жизни его (Иов 14, 5). Ибо «аще… звезды нечисты суть пред очами Бога, кольми паче червь и гной» (Иов. 25, 5-6) и те, которые виновны в грехе, совершенном Адамом. Прекрасен также и порядок мыслей: Бог дает повеление пророку; пророк проповедует городу; сначала веруют мужи, и когда они объявляют пост, то все возрасты облекаются во вретище. Мужи не объявляют о вретище, а только о посте; но те, которым внушается покаяние, естественно с постом соединяют и вретище, чтобы при пустом желудке и при одежде, свойственной печали, ревностнее молиться Богу.

Толкование на книгу пророка Ионы.

Лопухин А.П.

Ст. 5-10 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем ». И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел

В означенных стихах говорится о покаянии ниневитян по проповеди пророка. Противники исторической подлинности книг пророка Ионы весь этот рассказ считают невероятным. Невероятно будто бы, чтобы целый громадный город обратился к раскаянию по проповеди одного человека, никому до сих пор неизвестного, участие в этом царя и издание особого указа также, говорят, невероятно; невероятными считаются и те внешние формы, в которых выразилось покаянное чувство ниневитян. Приведенное возражение в значительной степени покоится на субъективном чувстве вeрoятного и нeвepoятнoго, и по caмoму существу своему оно не особенно сильно. Ведь очень часто бывает, что действительность превосходит наши представления о вероятном. Между тем, в рассказе пророка Ионы нет ничего превосходящего всякое вероятие. Случаи влияния отдельных лиц на массы народа, когда эти массы заражаются общим настроением, доходящим до энтузиазма и повинуются буквально каждому слову того, кто сумел стать во главе движения — известны каждому (напр. вдохновение французов на борьбу Жанною Д’Арк, возбуждение народных масс к крестовым походам Петром Пустынником и др.). Почему этого явления, столь согласного с психологией масс, не могло случиться в Ниневии? Впечатлительность восточного народа, усиленная в ниневитянах изнеженностью и роскошью, их высокое уважение к мантике, вера во всякого рода прорицания — создавали благоприятную почву к тому, чтобы они отозвались на вдохновенную проповедь и страшное пророчество чужеземного пророка. Особенно сильное впечатление должен был произвести на ниневитян рассказ Ионы о своем трехдневном пребывании во чреве кита; в этом чуде они увидели для себя знамение божественного посольства пророка и истинности его проповеди, как на это указывает евангелие: Иона был знамением для ниневитян (Лк. 11:30–31; Мф. 12:40). Может быть, они даже сопоставили его рассказ с распространенными у них мифами об Еа-Оаннесе, выходящем из моря, чтобы учить людей почитанию богов и святой жизни; в таком случае, вдохновенный Иона с грозным обличением и властною речью мог показаться им самим Оаннесом (за это говорило и созвучие имен). Таким образом, всеобщее покаяние в Ниневии по слову пророка — факт весьма вероятный. Участие в этом деле Ниневийского царя и издание им особого указа не уменьшает исторической вероятности факта. Царь Ниневии, вместе с тем, был и верховным жрецом, а его вельможи занимали следующие за ним иерархические должности, поэтому их участие в охватившем народ религиозном подъеме было неизбежно. Что касается форм покаяния, то тут вызывает недоумение привлечение к этому домашних животных. Древние люди ближе стояли к животному миру и думали, что и сами животные могут принимать участие в их жизни, поэтому делили с ними и печаль, и радость. Геродот, напр., рассказывает, что персы после битвы при Платее, когда пал их полководец Масист, в знак траура остригли волосы всем животным в лагере; то же самое и в разбираемом нами месте. (Ион. 3:7–8). Эта подробность может быть отмечена только, как глубоко правдивая историческая черта. В заключение следует сказать, что историческая достоверность покаяния ниневитян по проповеди Ионы удостоверена Евангелием. Спаситель сказал, что ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его; ибо они покаялись от проповеди Иониной (Лк. 11:32). Очевидно, Спаситель и его современники считали покаяние ниневитян действительным событием, в противном случае, ссылка на них не имела бы значения.