Толкования на Ион. 4:4

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 4-5 И рече Господь ко Ионе: аще зело опечалился еси ты? И изыде Иона из града, и седе прямо града, и сотвори себе кущу, и седяше под нею в сени, дондеже увидит, что будет граду

He допускает, чтобы дух Пророка был подавлен унынием, но как бы поддерживает его ослабевшего. Но хотя Он и очень милосерд, однакоже благополезно обличает Пророка в том, что он опечалился; ибо, думаю, не на что иное не может указывать то, что (Бог) спрашивает (Пророка) и говорит: «аще зело опечалился еси ты?». Он как бы делает упрек опечалившемуся и не понимающему цели определений божественных. Когда уже миновались дни, по прошествии которых должно было бы придти в исполнение предвозвещенное, а между тем гнев (божественный) еще не обнаруживал своего действия, тогда он понял, что Бог умилосердился над ними; впрочем он не совсем еще потерял надежду, но думает, что хотя и дана отсрочка наказания тем, которые решились раскаяться; но все же непременно подвергнутся каким-либо карам гнева те, которые при покаянии не обнаружили скорби, равносильной их грехам; ибо какую пользу может принести трехдневный подвиг погрязшим во всяком беззаконии и поверженным в столь ужасные прегрешения? Так, по всей вероятности, помышляя в себе, Пророк удаляется из города и остается посмотреть, что будет с ними. Он ожидал, что город или разрушится вследствие землетрясения, или сожжен будет огнем подобно Содому. Спешно устрояется приют его и сооружается шатер.

Толкование на книгу пророка Ионы.

Блж. Иероним Стридонский

И сказал Господь: справедливо ли (bene) ты раздражаешься?

Еврейское слово «aralac» можно перевести и «ты раздражился», и «ты огорчился».

То и другое применимо и к Ионе, и к лицу Господа: он или раздражен вследствие опасения показаться солгавшим у ниневитян, или огорчился, когда увидел, что Израиль должен погибнуть. И вполне справедливо Господь не говорит ему: «ты несправедливо (mаlе) раздражился» или «огорчился», чтобы не казалось, что Он укоряет огорченного, или еще: «ты справедливо раздражился или огорчился», чтобы не противоречить Своему решению; но спрашивает того, кто раздражен и огорчился, чтобы он в своем ответе изложил причины раздражения или печали, или же, если он будет молчать, чтобы его молчанием подтвердилась справедливость суда Божия.

Толкование на книгу пророка Ионы.


См. также Толкование на Ион. 4:1

Комментарии на малых пророков.

Лопухин А.П.

И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно?

См. Толкование на Ион. 4:1