Толкования на Иов. 1:2

Свт. Иоанн Златоуст

И родились у него семь сыновей и три дочери

Посмотри, как [Писание] сначала говорит о его добродетели, а затем о [дарованном] от Бога. Заметь и его благочадие в том, что касается мужского и женского пола, причем в той соразмерности, которая наиболее всего вожделенна и доставляет наибольший плод. Сначала [Писание] говорит о том, за что следует ублажать этого человека: за его великую добродетель и красоту души. Ведь именно добродетель была прежде источником этих благ, то есть благочадия и многочадия. Не будет, сказано, у тебя не рождающей и бесплодной (Исх. 23:26). Авраам же не имел детей потому, чтобы ты узнал, что не эти блага [даруются] в награду за добродетель, но другие. Поэтому Бог обещал тебе эти блага по снисхождению.

Комментарий на Книгу Иова.


Он лишился детей, но плоды благочестия сохранил. Да они, плоды благочестия, и были для него сыновьями, а доброде­тели заменяли ему дочерей. Три дочери было у него по плоти, и три добродетели по духу, как говорит Павел: «пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13). Он лишился всего, но Создателя естества не отвергся: он знал, что дети есть надежда будущего, но сам корень в руках Божиих. Он не предался малодушию, когда увидел гибель плодов, потому что знал, что возделыватель корня пре­бывает во веки.

О праведном и блаженном Иове.

Свт. Григорий Двоеслов

И родились у него семь сыновей и три дочери

Исторический смысл

Множество детей не побуждало его к лихоимству, хотя очень часто обилие потомков побуждает сердца родителей к жадности. Ибо тем большее возгорается стремление к собиранию наследства, чем многочисленнее наследники. Следовательно, ум блаженного Иова был настолько свят, что он был назван праведником, хотя и явился отцом многих детей. В начале книги сказано, что он всегда ревностен был в приношении жертв Богу, и после сам упоминает о своей готовности благотворить. Давайте представим, какую твердость показал тот, кого даже такое множество наследников не преклонило к жадности, сопровождающей все, что связано с наследством.

Таинственный смысл

Седмеричное число совершенно. Что может открываться в седмеричном числе, если только не полнота совершенства? Говоря о седмеричном числе, мы могли бы умолчать о рассуждениях человеческого ума, согласно которым оно потому оказывается совершенным, что состоит из начала четного и начала нечетного; из начала делимого и начала неделимого. Но мы точно знаем, что Священное Писание научило понимать седмеричное число как совершенное (Быт. 2:3). Также в Писании говорится, что Господь в седьмой день успокоился от дел. Здесь же указано, что седьмой день был дан людям для покоя, то есть для субботы. Там же [упоминается] юбилейный год, в который объявляется полный покой, состоит из семи седмиц, и завершается прибавленной единицей нашего единения.

Сыновья Иова изображают апостолов. Итак, родилось у него семь сыновей. Подумать только, из того, что необходимо было предвозвестить, они мужественно собой прообразовали апостолов. Они, исполняя предписания совершенства, нечто вроде более совершенной крепости в образе жизни своей достигнут. Таким образом, двенадцать избранных должны в совершенстве исполниться семью дарами Святого Духа. Разумеется, от семи число возрастает до двенадцати. Значит, семь, увеличиваясь в своих частях, стремится к двенадцати. Итак, либо четверка производится посредством тройки, либо тройка посредством четверки, как и семерка в двенадцать. Посему святые апостолы, поскольку посылаются проповедовать Святую Троицу по четырем сторонам света, есть двенадцать избранных, дабы также и числом они явили совершенство, которое проповедовали жизнью и словом.

Дочери символизируют простой народ и три чина верных. Рождены были также три дочери. Под дочерями понимаем немощнейший простой народ, который, хотя и не пребывает в делах совершенных и не обладает добродетелью крепости, все же придерживается веры в Святую Троицу. Следовательно, в порядке упоминаемых семи сыновей и трех дочерей действительно изображается множество последователей [Христа]. Еще под тремя дочерями понимают три чина верующих. После сыновей говорится о дочерях, потому что после апостолов, обладающих удивительной силой, в жизни Церкви имеются три других служения, а именно: пастырей, воздержанных, а также людей, состоящих в браке. И пророк Иезекииль возвестил [нам] услышанное им о трех спасительных мужах, а именно: Ное, Данииле и Иове (Иез. 14:14). Ибо что прообразовал собой Ной, который управлял ковчегом во время потопа, если не начальников, руководящих образом жизни народа и управляющих Святой Церковью среди бури искушений? Что же под именем Даниила подразумевается, удивительная премудрость которого всем известна, как не жизнь воздержанных, которые отвергли все, что есть в этом мире, возвышаясь благородным духом над презренным Вавилоном? А посредством Иова что открылось, если не жизнь добрых супругов, которые, имея попечение о мирском, совершают доброе, тем самым через земные дела, совершая путь к Отечеству Небесному? Таким образом, после чина святых апостолов следуют другие три, как сразу после сыновей упоминаются три дочери.

Нравственный смысл

Семь сыновей Иова символизируют семь даров Святого Духа, а три дочери надежду, веру и любовь. Следовательно, семь сыновей у нас рождаются, когда посредством зачатия доброго разумения в нас появляются семь добродетелей Святого Духа. Ибо это внутреннее потомство, рождающееся после того как Дух оплодотворяет ум. Пророк перечисляет его, говоря: «Почиет на них Дух Господень, дух премудрости, дух разума, дух совета и крепости, дух знания и благочестия и наполнит их дух страха Божья» (Ис. 11:2). Поэтому, когда через пришествие Святого Духа мудрость, разум, совет, крепость, знание, благочестие и страх Господень в каждом из нас рождаются, подобно тому, как если бы в уме увеличивалось постоянное потомство, которого род небесной знатности для жизни более продолжительной сохраняет тем, чем любовью к вечности приобщает. Несомненно, в нас семь сыновей имеют три сестры своих, так как они стойко совершают все, что принадлежит смыслу добродетелей, и соединяют это с надеждой, верой и любовью. Поэтому семь сыновей не придут к совершенству десяти, если то, что делают – делают без веры, надежды и любви. Следовательно, поэтому за этим множеством предшествующих добродетелей следует всестороннее рассуждение о добрых делах, к чему верно прибавляется: «И было имение его семь тысяч овец и три тысячи верблюдов».

Моралии на книгу Иова.

Сщмч. Зенон Веронский

И родились у него семь сыновей и три дочери

Поэтому он, блаженный, достойно наслаждался блаженною жизнию… значительно было и число детей его, притом обоего пола, - что родителям особенно приятно.

Об Иове.

Лопухин А.П.

Ст. 2-3 И родились у него семь сыновей и три дочери. Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока

За благочестие, по учению Ветхого Завета, человек награждался временными, земными благами (Втор. 28:1-13). Подобная точка зрения всецело разделяется и автором нашей книги. Влагая в уста сатаны слова: «разве даром богобоязнен Иов? Не ты ли кругом оградил его, дело рук его благословил?» (см. Иов. 1:9-10), он дает понять, что отмечаемое им многочадие Иова, обилие скота, доставлявшего пищу и одежду (овцы), служившего к переноске тяжестей и обработке полей (верблюды, волы и ослицы (Иов. 1:15; ср.: Быт. 42:26; 1 Цар. 25:18), а равно и множество неизбежной в данном случае прислуги (евр. «ебудда», «δουλεία» Акилы, LXX же одновременно усвояют данному слову двоякое значение: «ὑπηρεσία πολλὴ σφόδρα», - «слуг много зело», и «ἔργα μεγά­λα ἦν αὐτῷ ἐπι­̀ τῆς γῆς», - «дела велия бяху ему на земли», разумея, кажется, под делами земледелие, так как еврейское «ебудда» в Быт. 26:14 они передают термином «γεωργία») суть награда за благочестие. Согласно Втор. 28:13, таким же воздаянием за праведность можно считать и славу Иова среди «всех сынов Востока», - потомков Авраама от наложниц, отправленных им на Восток (Быт. 25:6) и населявших Аравию, а равно и население Месопотамии, так как она называется «страною восточною» (Быт. 29:1; Чис. 23:7).

Толковая Библия.