Толкования на Иов. 3:17

Свт. Иоанн Златоуст

Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах

Но что ты говоришь: «нечестив я и негоден»? Но и эти имеют успокоение. Затем выражается та последняя похвала смерти, что одни перестали делать худое, а другие освободились от тяжелой работы; одни нашли убежище от бедствий, а другие – препятствие к деланию худого; особенно же важно то, что нельзя ожидать возобновления прежнего, что, успокоившись навсегда, останутся при этом успокоении, поэтому она (смерть) служит разрешением всех зол.

Отрывки на (книгу) блаженного Иова.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 17-19 Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника. Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего

Укрепляющие себя в любви к своему Создателю по мере того, как набирают силу следовать желаниям Бога, в своей силе слабеют и, чем усерднее стремятся к вечному, тем спасительнее ослабевают в привязанности к земному. Так говорил псалмопевец, ослабевший от силы своей любви: Истаевает душа моя о спасении Твоем (Пс. 118:81). Итак, душа его, продвигаясь по пути спасения Господнего и стремясь к свету вечности, надломилась в вере в плоть и задыхалась. Потому опять же он говорит: Истомилась душа моя, желая во дворы Господни (Пс. 83:3). Говоря желая, он по праву прибавляет его к истомилась, потому что совсем не велико желание Божественного, если ему не предшествует ослабление своей самости. И нужно, чтобы возгорающийся взысканием дворов вечности слабел в своей любви к преходящему - дабы настолько охладевать в стремлении к мирскому, насколько возрастать в любви к Богу…

Под названием приставника кого еще понимать, как не того жестокого обольстителя, который некогда вверг род человеческий в залог обмана и с того дня продолжает удерживать его долгом смерти? Он, вручив человеку в раю монету греха, теперь, по мере возрастания беззакония, требует ее изо дня в день с приростом. Об этом приставнике говорит истина Евангелия: [Чтобы] судья не отдал тебя истязателю (Лк. 12:58). Голос этого истязателя - поражение нас искушением. Однако мы слышим голос его, если он нас затрагивает, но пропускаем мимо себя, если ему противодействуем…

Вот, написано: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34). И верно, ведь всякий, кто подчиняет себя желанию скверному, склоняет голову, прежде бывшую свободной, перед господством беззакония. Но мы восстаем против такого господина, если боремся против пленившей нас несправедливости, если противостоим дурной привычке, если отказываемся от всех попирающих врожденную нашу свободу постыдных желаний. Мы раскаянием одолеваем нашу вину, слезами смываем то, чем запятнаны.

Нравственные беседы.

Лопухин А.П.

Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах

См. Толкование на Иов. 3:13