Толкования на Иов. 4:1

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-2 Отвеща же Елифаз Феманитин, глаголя: еда множицею глаголано ти бысть в труде? тяжести же глагол тво­их кто стерпит

Итак, что же? Не часто ли ты говорил в мучении? Мучением Писание может называть грех, например, когда говорит: Под языком его - мучение и пагуба (Пс. 9:28). Елифаз не сказал: «Не совершил ли ты чего дурного?», но: не говорил ли ты. Ибо, поскольку его жизнь сияла повсюду и по всей земле он имел многочисленные свидетельства своей добродетели, он говорит: «Не говори о том, что твои поступки прекрасные и добрые, ибо иногда грех кроется в словах».

Силу слов твоих кто стерпит? И посмотри на слова: Не часто ли ты говорил? Его сомнение и замешательство происходят не от жалости, но от невозможности обличить явно. Силу слов твоих. Что сказал Иов? Он помолился о том, чтобы умереть и избавиться от настоящей жизни. Разве он сказал: «Я праведен и добродетелен и терплю такое»? Нет, но говорит: «Я хотел исчезнуть вместе с нечестивыми, вместе с рабами и выкидышами, получить то же, что нечестивые». Он не сказал: «Я [преисполнен] таких и стольких добродетелей».

Комментарий на Книгу Иова.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 1-2 И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал: Если мы попытаемся сказать тебе, может быть, ты воспримешь тяжело. Но кто может удержать задуманное слово

Слова еретиков сначала ласковы, потом суровы. – Мы уже сказали, что обозначают переводы этих названий. Следовательно, поскольку мы спешим достигать нового, мы не будем повторять того, что уже изложено. Итак, должно обратить внимание, что те, которые имеют вид еретиков, начинают говорить мягко: «Если мы попытаемся сказать тебе, может быть, ты воспримешь тяжело». Еретики вначале речи своей опасаются раздражать слушателей своих, из страха перед внимательно слушающими они избегают оскорбления, чтобы воспользоваться их небрежностью. И то, что они вначале говорят, чуть ли не всегда льстиво, но то, что они присовокупляют в продолжение – сурово. Так теперь и друзья Иова начинают с кроткой и уважительной речи, но скоро переходят к метанию ожесточенных оскорблений; так корни терновника мягки, но, однако от этой своей мягкости они порождают тех, которые уязвляют. Следующее:

Но кто может удержать задуманное слово

Иные замышляют злые слова и высказывают, иные, замыслив, сдерживают, иные даже и не замышляют. – Есть три рода людей, которые в разных степенях отличаются друг от друга и чертами, и свойствами. Есть некоторые, которые используют в речи злые слова и никаким молчанием не удерживаются от злобы. И есть некоторые, которые замышляют злые [слова], но ограничивают себя надменным молчанием. И есть некоторые, которые укреплены упражнением в добродетели и достигают той высоты, на которой они не имеют дурных [слов] даже в сердце, чтобы молчанием обуздывать их. Итак, обнаруживается, к какой категории принадлежит Елифаз. Это подтверждается тем, что он не может сдержать слово, которое задумал. Этим способом он дает понять, что он знает, что намеревается речью наносить оскорбление. Ибо он желал бы удержать слова, которые не может остановить, если бы не предвидел, какие раны они причинят. Ибо благие мужи обуздывают поток слов уздой рассуждения, и осмотрительно обдумывают их, не давая воли языку, чтобы неосторожной речью не поразить совесть слушателей. Поэтому хорошо сказано Соломоном: «Кто выпускает воду, есть источник ссоры» (Прит. 17:14). Разумеется, воды выпускаются, когда дается воля потоку языка. А выпускающий воду делается источником ссоры, ибо через невоздержанность языка полагается начало раздора. Итак, злые мужи как в мыслях легки, так и в речи стремительны, и не заботятся о том, чтобы молчать и обдумывать то, что они говорят. Но то, что замышляет легкомысленная совесть, тотчас провозглашает еще более легкомысленный язык. Поэтому теперь Елифаз умозаключает из своего опыта, и безнадежно высказывается о всех, говоря: «Но кто может удержать задуманное слово»?

Моралии на книгу Иова.

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал: если попытаемся мы сказать к тебе слово, - не тяжело ли будет тебе? Впрочем кто может возбранить слову

Речь Елифаза, по его убеждению, не только не утешит Иова, но еще более огорчит его. Но как бы ни неприятна была истина, она должна быть высказана. И Елифаз, извиняясь за доставляемое им Иову огорчение, не может воздержаться от слова.

Толковая Библия.