Толкования на Иов. 4:8

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 8-9 Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его; от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают

Сеять зло значит говорить лживо, пожинать зло значит утонуть во лжи. И действительно: сеют зло те, кто совершает неподобающие поступки, а пожинают зло они тем, что за них получают наказание. Итак, плод зла - осуждение.

И тут же говорится, что сеющие зло и пожинающие его от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают. Но в этом месте показывается, что сеяние зла - еще не наказание, но увеличение зла, ибо от духа гнева Его следует наказание за сеяние зла. Итак, потому они сеют и пожинают зло, что порочно все, что они делают. О нечестивце говорит псалмопевец: Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него, на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением (Пс. 9:26). А вскоре к этому прибавляет: под языком - его мучение и пагуба (Пс. 9:28). То есть зло сеет тот, кто поступает беззаконно, а пожинает зло тем, что в этих беззакониях на время укореняется. Как же получается, что погибающим от дуновения Божия позволяется здесь пребывать долго, да и процветать более праведников? Вот о них опять же говорится через псалмопевца: на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам (Пс. 72:5). А так говорит Иеремия: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? (Иер. 12:1). Потому что Господь долготерпит, но воздает, Он часто долго переносит то, что осуждает во веки. Иногда же Бог поражает мгновенно, ибо поспешает утешить малодушие невинных. Но иногда всемогущий Бог долгое время терпит нечестивых для того, чтобы путь праведных был более чист. Бывает и так, что Он скоро губит нечестивых, чтобы их погибелью укрепить сердца невинных.

Нравственные беседы.


Ст. 8-9 Сеют печаль и пожинают. Почему Бог иногда терпит злых, иногда поражает. – Сеять печаль означает говорить лживое, пожинать печаль означает что, то, что говорится, преобладает. Несомненно, что те, которые делают дурное, сеют печали; пожинают печали, когда наказываются за эту испорченность. Ведь плод печали есть осуждение проклятия. Но когда сразу же добавляется, что те, которые сеют печали, погибают от дыхания Бога, и уничтожаются духом гнева Его, то открывается, что в этом месте жатва печали не есть наказание, а все еще исполнение суровости, так как дополняется карой погибели от Духа Божия. Следовательно, они сеют печали и пожинают их здесь, потому что, то, что они делают – нечестиво, и они преуспевают в этом нечестии; так же о несправедливости Псалмопевец говорит: «Оскверняются пути его во всякое время; удаляются Суды Твои от лица его, владычествовать будет всеми врагами своими» (Пс. 10:5). Об этом немного позже добавлено: «Под языком его тяготы и страдание» (там же, 7). Таким образом, он сеет печали, когда делает несправедливое; пожинает печали, когда в этой своей порочности усиливается. Следовательно, каким образом погибают от дыхания Бога те, которым предоставляется в течении долгого времени здесь пребывать более счастливо, чем справедливым? О них снова говорит Псалмопевец: «На работе человеческой их нет и с (прочими) людьми не подвергаются ударам» (Пс. 72:5). По этой причине Иеремия говорит: «Почему путь нечестивых благоуспешен» (Иер. 12:1). Ибо потому, что написано: «Бог терпелив в воздаянии» (Сирах. 5:4), часто Он терпит тех, кого осуждает на веки, но иногда, напротив быстро поражает, когда прибегает к этому для утешения малодушия невинных. Следовательно, иногда Всемогущий Бог позволяет несправедливым долгое время благоденствовать, чтобы жизнь праведных полностью очистилась. Так если бы ныне Он поразил всех, делающих злое, на ком бы тогда Он исполнил последний, высочайший суд? Но если бы Он не поражал совсем никого, кто бы поверил, что Бог заботится о делах человеческих? Следовательно, иногда Он наказывает несправедливых, чтобы показать, что Он не оставляет зло безнаказанным. Иногда напротив терпит зло долгое время, чтобы показать созерцающим тот суд, для которого Он их предназначает.

Когда суждение об истреблении нечестивых истинно и когда ложно. – Итак, если в этом рассуждении об истреблении несправедливых говорится не об истреблении вообще всех в конце нынешнего века, то по больше части без сомнения оно лишается силы истины. Но тогда оно будет истинным, когда уже не будет отсрочки для несправедливости. Это, может быть более верный способ понять, что не погибает невинный, и справедливый не разрушается, потому что даже если плоть их истощается, то перед взором Вечного Судии она восстанавливается в истинном благополучии. И те, кто сеют и пожинают печали, погибают от дыхания Бога; потому что насколько более они преуспевают здесь в развращенных деяниях, настолько сурово они поражаются последующим осуждением. Но когда он предваряет это суждение, [говоря]: «Вспомни», то ясно, что он вспоминает и делает явным прошлое дело, но не возвещает будущее. Следовательно, Елифаз тогда бы говорил более истинно, когда бы верил, что вообще несправедливые будут сокрушены при последнем наказании.

Дышать говорится применительно к тому, когда Бог воздает мщение. Тогда Тот, Кто тих Сам по Себе погибающими видится возбужденным. – Но то, что обозначается дыханием Бога, должно быть исследовано более тщательно. Ибо когда мы дышим, мы втягиваем воздух снаружи внутрь, и выдыхаем то внешнее, что было втянуто. Следовательно, дыханием Бога обозначается воздаяние отмщения, потому что Он составляет внутри Себя совет суда из внешних причин, и от внутреннего замысла высылает наружу суждение. Бог как будто дышит, когда видит наше внешнее зло, и внутри устраивает его осуждение. И снова высылается дух из внутренних наружу, словно дыхание Бога, когда Он замышляет совет внутри, и наружу выносит осуждение проклятия. Так хорошо говорится, что те, которые сеют печали, погибают от дыхания Бога, так как они делают злое снаружи, и поэтому они справедливо поражаются внутри. Конечно, когда говорится, что дышит Бог, и сразу добавляется дух гнева Его, то это самое наказание может обозначаться наименованием Его дыхания. Ибо когда мы гневаемся, мы воспламеняемся дыханием ярости. Следовательно, чтобы показать помышления Бога о мщении, говорится, что Он дышит гневом; но это не означает, что Он претерпевает чередование непостоянства в природе Своей, но по долготерпению, когда грешника постигает наказание, Он, Который Сам по Себе мирен, погибающими видится возбужденным. Порочный ум, видя Судию, враждебного его делам, думает, будто Он разъярен, так как смущается перед взором Его из-за своей вины.

Моралии на книгу Иова.

Лопухин А.П.

Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его

См. Толкование на Иов. 4:7