Толкования на Иов. 5:3

Свт. Иоанн Златоуст

Аз же видех безумных укореняющихся, но абие поядено бысть их жилище

Я видел, как безумные укореняются, но тотчас их жилище было истреблено. И посмотри, как он предупреждает: «Не говори мне того, что часто они имели и детей, хотя и недолго». Ибо было вполне естественно говорить: «Как же, если Иов был грешником, он наслаждался столькими благами?» Да, говорит [Елифаз], я видел, как безумные укореняются. Ты видишь, что безумным он называет грешника? И Божественное домостроительство таково, что оно не тотчас истребляет грешников, но дает им время для покаяния, чтобы благо не было навязано людям.

Комментарий на Книгу Иова.

Свт. Григорий Двоеслов

Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его

Таинственный смысл

Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его. Глупцом, конечно, показал себя еврейский народ, потому что пренебрег присутствием самой вечной Премудрости в своем теле. Народ, который, как будто утвердился крепким корнем, так как временно возвысился сдерживанием жизни избранных. Но Елифаз призрел его хулением, потому что конечно еретики все те о которых мы сказали, что они держатся мнения друзей блаженного Иова, одновременно хвалятся именем Христа (Помазанника) и право неверия иудеев осуждают.

Нравственный смысл

Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его. Глупец, как бы врастает крепким корнем в землю, так как всеми своими желаниями укореняется в любви к земному. Ясно показывается, что Каин построил первый на земле город, так как и сам он возвел на земле основание, которое было чуждо небесного отечества. Глупец, когда здесь на земле ободряется временным счастьем, как бы гордится этим крепким основанием. Чтобы все, что чего он хочет, получал бы, не терпел бы ничего враждебного, не встречал бы сопротивления; владычествуя над слабыми, властно противоречил бы сильным; от худшего поступка всегда достигает лучшего результата, и тогда покидает жизненный путь, когда здесь мог бы жить бы счастливее. Но, когда слабые видят, что нечестивые процветают, то они беспокоятся, и взволнованные благополучием грешников подле самих себя, колеблются мыслями. Образ которых показал псалмопевец, когда говорил: А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, – я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых (Пс. 72:2-3).

Когда сильные видят славу этих, тотчас после которой последует наказание, то настораживаются; и глубоко внутри презирают то, что гордые важничают вздутием беспочвенной спеси. Поэтому хорошо сказано: Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял красоту его. Проклясть красоту этого глупца значит, хорошо обдумав, осудить его тщеславие, потому что чем выше он превозносится в грехах, тем суровее погружается в мучения: превозношение проходит, а мучения остаются. Ибо почитается в пути, а по прибытии будут осуждены. И тот, кто счастливой нынешней жизни движется к погибели, словно тот, кто через очаровательные луга приходит к заключению в тюрьму. Следует отметить, что когда Елифаз говорил, что похулил красоту этого глупца, то добавил – тотчас. Поскольку свойство слабого человеческого ума состоит в том, чтобы меняться в соответствии с природой тех дел, к которым он причастен. Часто его суждение с самим образом настоящего дела и то, что он видит, и формируется обвинение его чувства. Действительно, некоторые люди, пока видят славу других, услаждаются зрением ее, и, считая себя великими, желают добиться такой же славы. Когда же увидели внезапное падение славных, или, возможно, их смерть, со вздохом признали, что то, что еще недавно являлось человеческой славой, теперь есть полное ничто; поэтому так сказали: «Смотри, насколько ничтожен человек». Конечно, это было бы справедливее сказано, если бы они, когда видели человека в славе, тогда подумав о его смерти, почувствовали, что временная сила его – ничто. Человеческая гордость (насколько она ничтожна) должна быть оценена тогда, когда она превозносится над успехом других. Тогда должна быть рассмотрена скоротечность счастья, когда оно постоянно имеет силу перед глазами человеческими. Действительно, слава умершего есть ничто, любой может понять это, видя свое бессилие перед смертью. Те которые любят славу и непрестанно следуют за ней вплоть до смерти, не принимают это во внимание. Поэтому, хорошо сказано: «Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял славу его». Как будто бы он открыто сказал: я не медля проклял славу этого глупца, потому что, когда узнал его, в тоже время я уже знал как наказываются те, кто стремится к славе. Не проклял бы тотчас, если бы меня удерживало наслаждение его славы; но проклял без промедления, потому что, увидев его будущие длительные страдания, без колебания отверг силу его.

Моралии на книгу Иова.

Лопухин А.П.

Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его

Примеры гибели нечестивых известны Елифазу. Неоднократно наблюдая ее, он имел возможность предсказать ожидающее грешника несчастье («проклял день его») даже в то время, когда еще не было на лице очевидных признаков бедствия, - когда «грешник укоренялся» (ср.: Пс. 36:35-36), находился в поре силы, могущества.

Толковая Библия.