Толкования на Иов. 8:11

Дидим Слепец

Ст. 11-12 поднимается ли тростник без влаги? растет ли камыш без воды? Еще он в свежести своей и не срезан, а прежде всякой травы засыхает

Сказав, что учение древних и отцов помогает потомкам, Вилдад изображает это в виде притчи, говоря, что, как папирус не цветет без воды и камыш не поднимается без орошения, <…> так и тому, кто не приемлет помышлением помощи лучшего, невозможно принести полезный плод. И о человеческих делах можно сказать, что они орошаются промыслом, словно водой, а без него они легко и скорогубительно расстроятся. Итак, если кто-то впадет в бедствия, а затем произойдет перемена, то это произошло по промыслу. А если происходящее будет иметь мнимый человеческий корень, оно не будет иметь основания, потому что не управляется промыслом. Этому подобны прекрасные слова псалмопевца: Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его (Пс. 126:1). Прежде напоения всякая трава засохнет. Подобно первому это говорится о всякой траве. Таким образом, можно сказать, что, будь то малое или великое, [все управляется] в этой жизни промыслом, а если он не надзирает, [все это высыхает].

Комментарии на Книгу Иова.

Филипп Священник

Ст. 11-12 поднимается ли тростник без влаги? растет ли камыш без воды? Еще он в свежести своей и не срезан, а прежде всякой травы засыхает

Вилдад считает, что, как тростник и камыш не могут жить без воды, так и ты в твоем прежнем блаженстве не можешь пребывать без пищи и питья праведности. Еще он в свежести своей и не срезан, а прежде всякой травы засыхает. Вилдад говорит, что блаженный Иов процветал, подобно травам, но прежде достижения зрелости прочной славы он был предан столь многим скорбям, что не отвела его Божья рука, на которой основаны все царства, в полноте дней его в совершенное царство из мира сего. «Итак, поскольку ты не поступал так, чтобы в мире войти в гроб по совершении дней твоих, то иссушает тебя солнечный зной прежде прочих трав, то есть прежде других грешников, которые часто обозначаются словом трава. Ты сошел муками сердца вместе с нечестивыми».

Комментарии на Книгу Иова.

Лопухин А.П.

Ст. 11-15 поднимается ли тростник без влаги? растет ли камыш без воды? Еще он в свежести своей и не срезан, а прежде всякой травы засыхает. Таковы пути всех забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет; упование его подсечено, и уверенность его - дом паука. Обопрется о дом свой и не устоит; ухватится за него и не удержится

От лица предков Вилдад приводит два приточных изречения. В первом из них жизнь и судьба нечестивого сравнивается с судьбою двух египетских растений: - гомэ, - папируса, и «аху». Это название встречается только еще в Быт. 41:2 и означает, по словам блаж. Иеронима, всякую зелень, растущую в болоте. Как «гомэ» и «аху» не могут расти без влаги и воды и при отсутствии ее погибают раньше времени, так точно подобная судьба ожидает и забывающих Господа, составляющего надежду человека (Притч. 3:26). Их стремление обеспечить свое существование личными силами тщетно; уверенность в этом шатка («дом паука» ср.: Ис. 59:5-6).

Толковая Библия.