Толкования на Иов. 9:14

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 14-16 Тем более могу ли я отвечать Ему и приискивать себе слова пред Ним? Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать, а буду умолять Судию моего. Если бы я воззвал, и Он ответил мне, — я не поверил бы, что голос мой услышал Тот

Как если бы Иов прямо говорил так: «Если тварь, не обремененная плотью, не может уразуметь [Бога], то как я могу обсуждать суды Его, будучи стеснен грузом бренности? И как часто слова Божьи для нас есть суд Его нашим делам, так и наши слова к Богу суть дела, которые мы Ему предъявляем. Но с Богом человек словами своими говорить не может, ибо не может быть уверенным в своих делах, при том что суд Божий верен. Потому и к месту добавляет: «Если даже окажется во мне праведность, не стану отвечать, но стану молить Судию моего». Ибо, как мы часто говорим, любая человеческая праведность оказывается неправдой, если ее судить строго. Потому о делах праведных надлежит молиться…

Разум человека с трудом приводит в действие то, что воспринимает, а часто воспринимаемое оказывается наносным. Пусть скажет Иов: Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать, а буду умолять Судию моего. Это словно бы он говорил: «Если предстоит мне возрасти до претворения дел праведных, то восстану к жизни не по заслугам, а от всепрощающей милости». Итак, нам должно опираться на молитву, когда творим праведность, так чтобы вся праведность жизни нашей укрощалась смирением.

Нравственные беседы.

Лопухин А.П.

Ст. 14-15 Тем более могу ли я отвечать Ему и приискивать себе слова пред Ним? Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать, а буду умолять Судию моего

Пред лицом премудрого и непреклонного в своих определениях Бога, обращающего ни во что человеческие рассуждения, ничего не значат приводимые человеком соображения в доказательство своей правоты. Такого Бога можно не убеждать, а лишь умолять, просить, чтобы Он преложил гнев на милость. Подобный исход указывал Вилдад (Иов. 8:5), к нему склоняется и сам Иов.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иов. 9:1