Толкования на Иов. 9:30

Свт. Иоанн Златоуст

Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои

то и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои (Аще бо измыюся снегом и очищуся руками чистыми, доволно во скверне омочил мя еси, возгнушася же мною одежда моя).

Златоуста и Олимпиодора. У древних был обычай очищать нечистоту тела в бане; был и такой древний обычай, когда хотели показать, что не имеют участия в каком-либо грехе, то мыли руки говоря: «невиновен я» (Мф. 27:24) – в таком деле, как сделал Пилат относительно Спасителя; и Давид воспевал: «буду омывать в невинности руки мои» («умыю в неповинных руце мои») (Пс. 25:6). Итак, он говорит, что хотя бы он был чист, эти сильные испытания и наведенные наказания показывают, по составившемуся понятию, что он замаран и нечист, так что и прикасающийся к его одежде считает себя осквернившимся; каждый думает, что он так страдает вследствие множества грехов. А говорит об этом потому, что друзья его в доказательство его греховности указывают на то, что с ним произошло. Что же, как говорит, состоит в следующем. «Примером нечестия я представляюсь всем – почему же не умер?» (Иов. 9:29) Ведь нечестивый должен быть взят из среды живых, чтобы не был учителем для других. Хотя бы я был чище солнца, на мне лежит не случайное пятно. Даже и те, которые столь близки, как одежда к телу, и они возненавидели меня, по причине наказания; так отвратились от меня, как от грешного и преступного, как от нечистого. Отвратительным стало у меня и тело -это значит: «одежда». А могут быть слова «возгнушаются мною одежды мои» понимаемы и так: «от меня бежит и одежда, как бы возненавидевшая меня»; то есть, он как бы говорит, что не может и одеться, потому что тяжко изъязвлен.

Отрывки на (книгу) блаженного Иова.

См. также Толкование на Иов. 9:29

Лопухин А.П.

Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои

См. Толкование на Иов. 9:29