Толкования на Иов. 10:10

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 10-12 Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой

Кожею и плотью одел меня, костями и жилами сшил меня, жизнь и милость Ты даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой? (Или не якоже млеко измелзил мя еси, усырил же мя еси рaвно сыру? Кожею же и плотию мя облeкл еси, костьми же и жилами сшил мя еси: живот же и милость положил еси у мене, посещeние же Твое сохрани мой дyх).

Семя, из которого образуется животное, называет выдоенным молоком, и как выдоенное молоко делается сыром, так и семя, вылившееся и сгустившееся, делается естеством (φυσις); это – первое состояние зародыша. Семя, положенное в ложесна утробы, когда подобно сыру сгустится и уплотнится, делается естеством, затем оно образуется или, как говорит Писание, «изображается» (εξεικονιζεται) (Исх. 21:22–23) и принимает как бы образ; жидкое естество сгущается и положенное в утробу разделяется на кожу, мясо, кости и жилы; эти отдельные части сами по себе, когда есть душа, имеют жизненное развитие, а когда она выходит, остаются без движения. «И не только дал мне жизнь, – чем указывается собственно на творение, – но и сотворил милость со мною, – под которою разумеется промыслительная благодать, – во всю жизнь я наслаждался Твоим промышлением». Это и значат слова «попечение Твое хранило дух мой» («посещение… Твое сохрани мой дух»), то есть: «и после происхождения, благодаря Твоему промышлению, я пользуюсь жизнью». И вообще, через то, что перед тем и здесь говорится, показывает весь ход и гармонию телесного состава.

Отрывки на (книгу) блаженного Иова.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 10-12 Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой

Здесь [Иов] говорит образно о воплощении Слова Божьего, принявшего человеческую природу. Слова эти, действительно, представляются обращенными к Отцу, словно бы они были сказаны от лица Сына.

Комментарий на Книгу Иова.

Дидим Слепец

Ст. 10-12 Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой

Семя, из которого созидается живое существо, он называет надоенным молоком. И как сворачивающееся молоко становится сыром, так и свернувшееся семя становится естеством. Таково состояние прежде зародыша. Ибо семя, изверженное в борозды женского чрева, свернувшись наподобие сыра, становится естеством. И отныне оно формируется или, как говорит Писание, изображается (ср. Исх. 21:22-23) и приемлет словно бы отличительные черты. Когда же произойдет разделение членов и каждый будет двигаться сам по себе как рука или нога живого существа, тогда зародыш рождается, выходя наружу живым существом. <…> И очевидно, что кожею и плотью здесь названо тело. Ибо далее говорится о скрепляющих его частях: костями и жилами опутал меня. Итак, прежними и этими словами он излагает весь путь и всю гармонию телесного строения. И следует отметить, что эти слова, как оказывается, и о душе. Ибо это она одета кожею и плотью, опутана костями и жилами, что означает, что она - прежде одежд и одевания. Ибо она одевается, потому что лежит в основе. <…> Поскольку кожа, и плоть, и кости, и жилы имеют жизнь не сами по себе, но благодаря присутствию души имеют жизненные движения (ведь если она отойдет, они не будут иметь ничего жизненного), сказано не только, что Ты создал меня и одел плотью, и кожею, и костями, и жилами, но и жизнь и милость даровал мне.

Комментарии на Книгу Иова.

Лопухин А.П.

Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня

См. Толкование на Иов. 10:8