Толкования на Иов. 12:11

Свт. Иоанн Златоуст

Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи

Ум разбирает слова, и гортань распознает пищу. Это означает следующее: «Если бессловесные знают это, то тем более мы, наделенные разумом, а не только гортанью, чтобы есть, подобно тем». Или же: «Я не лишен разума, я знаю это. Ибо подобно тому, как Бог дал нам гортань для различения пищи, так и разум для принятия решений и время для обретения знания».

Комментарий на Книгу Иова.

См. также Толкование на Иов. 12:7

Дидим Слепец

Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи

Поразмысли, дано ли это бессловесным: Но спроси у скота, если он ответит тебе. Из текста ясно, что ни бессловесным, ни бездушным [тварям] не дано знать суды промысла, но только [тем, кто наделен] умом. И пример показывает, что, как гортань различает [вкус] пищи, так и ум различает произносимое и заложенное в природе мироздания. «Итак, различайте это и вы, - мог бы сказать он друзьям, - и найдете причину случившегося со мной».

Комментарии на Книгу Иова.

Лопухин А.П.

Ст. 11-13 Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи? В старцах - мудрость, и в долголетних - разум. У Него премудрость и сила; Его совет и разум

Для оправдания своей теории друзья ссылаются на авторитет предков (Иов. 8:8, 10). И никто, конечно, не станет отрицать, что долгая жизнь - школа мудрости (ст. 12). Но, во-первых, нельзя принимать на веру все сказанное ими. Это противно свойственной человеку способности лично познавать истину, различать правду от неправды («не ухо ли разбирает слова?» ср.: Евр. 5:14), как лично при помощи языка различать вкус в пище (ст. 11). С другой стороны, хотя старцы и обладают мудростью, но все же остается вопросом, способны ли они понять мироправление существа абсолютного (ср. ст. 12 с Иов. 21:22), обладающего для управления миром всеми необходимыми свойствами: премудростью - способностью познавать вещи и явления в их существе; силою, - способностью без всяких затруднений осуществить свои планы; советом, - способностью находить самые лучшие пути и средства для достижения известных целей, и разумом, - способностью различать между истиною и ложью, полезным и вредным (3 Цар. 3:9, 11).

Толковая Библия.