Толкования на Иов. 12:16

Свт. Иоанн Златоуст

У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение

То есть, Ему одному свойственно все делать по разуму; так естественно и бывает, поелику, владычествуя над всем, имеет несказанную силу. «У Него… ведение и разум», самое точное знание всего существующего и премудрое управление.

Отрывки на (книгу) блаженного Иова.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 16-17 У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение. Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми

Когда Бог всемогущий таинством Своей милости сделался человеком, Он сначала преподал учение снисходительности, на Суде же Он явит строгость Свою. Правильно, что выше премудрость упоминается прежде силы, ибо говорится о единородном Сыне Отца: У Него премудрость и сила (Иов. 12:13)… Поскольку всякий, кто пытается обманывать ближнего своего, бесчестен, а нечестивым Истина говорит: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7:23), то как же в этом месте утверждается, что Господь знает вводящего в заблуждение? Но знание Богом иногда означает постижение, иногда - одобрение: Он и знает нечестивого, потому что, познав, его судит (ибо Он не судил бы делающего беззаконие, если бы его не познал), но Он все же и не знает нечестивого, так как дела его не одобряет. Итак, Бог и знает его, потому что его наблюдает, и не знает, потому что не признает в нем подобия Своей мудрости…

Единородный Сын Всевышнего Отца, который соделался человеком и проповедовал истины вечности, назван «Ангелом высшего совета». И мы правильно понимаем советников как тех проповедников, которые дают слушающим их совет к жизни. Но когда некий проповедник так проповедует вечное, чтобы достичь временных благ, то ожидает его конец глупца, ибо усердием он направляется именно туда, откуда праведным умом должно было бежать. Уместно и добавлено: и судей делает глупыми. Ведь все, кому приходится исследовать поступки других людей, справедливо и названы судьями. Но если тот, кому должно рассмотреть жизнь подвластных, не делает это тщательно либо попустительствует тому, кого должен исправить, то он делается глупым, тот, кому следовало бы судить, что есть зло, никогда не узнает того, что же он судит.

Нравственные беседы.

Лопухин А.П.

У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение

Аналогичные по смыслу явления наблюдаются и в жизни людей. И, прежде всего, Бог не только не пресекает деяния злых (ср.: Иов. 5:12-14), но и пользуется ими в Ему одному известных целях мироправления: «пред Ним заблуждающийся», точнее: «Его заблуждающий и вводящий в заблуждение». Они живут и действуют по воле самого Бога, до тех, конечно, пор, пока это допустимо божественною мудростью.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иов. 12:14