Толкования на Иов. 15:11

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 11-13 Разве малость для тебя утешения Божии? И это неизвестно тебе? К чему порывает тебя сердце твое, и к чему так гордо смотришь? Что устремляешь против Бога дух твой и устами твоими произносишь такие речи

Как если бы Елифаз прямо сказал Иову: «Если бы ты исправил свое исповедание веры, ты бы давно уже обрел утешение от твоих скорбей». И тогда следует: К чему порывает тебя сердце твое, и к чему так гордо смотришь? Часто разум праведников столь устремляется к созерцанию горнего, что со стороны кажется, будто лицо их застыло в удивлении. Но поскольку еретики не научены использовать силу созерцания скрыто, то и считают, что когда праведники и другие правильно понимающие люди так поступают, то это больше лицемерие, чем правда, - они и не подозревают, что правдой может быть и такое, чем они сами не владеют.

Далее: Что устремляешь против Бога дух твой и устами твоими произносишь такие речи? Большей частью праведники, когда их вынуждает какая-нибудь необходимость, решаются исповедовать [дела свои], как это делал и блаженный Иов, которого после праведной жизни постигли невзгоды. А когда речи праведных слышат нечестивцы, они думают, что все сказано скорее по высокомерию, нежели по правде. Они своими мерками взвешивают слова праведников, не считая, что добрые слова могут быть сказаны смиренным духом. Как великим грехом является приписывать себе то, чего нет, так и вовсе не является грехом, если человек смиренно говорит о добре, которое есть. Потому часто и бывает, что и праведники, и нечестивые говорят одни и те же слова, но сердца их отстоят далеко друг от друга. Одинаковыми речами нечестивые оскорбляют Господа, а праведники снискивают Его благосклонность. Так фарисей, войдя в храм, сказал: Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю (Лк. 18:12); но мытарь из храма вышел более оправданным, чем фарисей. Также Езекия, царь, когда тело его охватила болезнь и он оказался при смерти, молился, говоря: о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих (Ис. 38:3). И не отверг, и не отвернулся Господь от такой исповеди совершенства, и скоро услышал его в молитвах. Вот, фарисей оправдывался делами, Езекия же даже и помышлениями, потому первый Господа оскорбил, второй снискал благосклонность. Почему так, если не по той причине, что всемогущий Бог слова всякого человека взвешивает по помышлениям и для Его слуха не горды те слова, которые произносятся смиренным сердцем? Потому блаженный Иов, преподнося свои дела, никоим образом не возгордился против Бога, ибо во всем, что он действительно делал, в нем говорило смиренное сердце.

Нравственные беседы.

Лопухин А.П.

Ст. 11-16 Разве малость для тебя утешения Божии? И это неизвестно тебе? К чему порывает тебя сердце твое, и к чему так гордо смотришь? Что устремляешь против Бога дух твой и устами твоими произносишь такие речи? Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду

По своим знаниям Иов - обыкновенный смертный человек. Поэтому прежде всего неуместно с его стороны пренебрежительное отношение (Иов. 12:1-6) к рассуждениям друзей, их кротким речам («Маловажное ли дело для тебя утешения Божии и кроткие слова, к тебе обращенные?» - ст. 11); во-вторых, не допустимы дерзкие, полные гордости речи к Богу (ст. 12-13). В них он обвиняет Его в неправосудии, считая себя невинно наказанным. Рассуждать так Иов не имеет права, потому что склонность к греху составляет у него как и у всякого человека, потребность природы (ст. 16). Чистым в очах Божиих быть он не может (ст. 14): постигшее его бедствие вполне им заслужено.

Толковая Библия.