Толкования на Иов. 19:4

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 4-7 Если я и действительно погрешил, то погрешность моя при мне остается. Если же вы хотите повеличаться надо мною и упрекнуть меня позором моим, то знайте, что Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью. Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда

Да, воистину я согрешил и во мне водворяется согрешение; я сказал слово, которое не подобало, слова же мои погрешают и не вовремя. Он сказал это из желания уступить; и везде так поступает, делая много уступок. Он не позволяет слову стоять на одном и том же месте, но продолжает борьбу. «Предположим, - говорит, - что вы порицаете великое безумие, вздорность моих слов и их неуместность. Но вам не следовало попирать меня, даже если это и так, но стыдиться [моего] несчастья, страшиться Поразившего [меня] и проявить снисходительность из-за величины моих бед». Увы, что вы величаетесь надо мной, говорит, оскорбляете меня поношением. Знайте, что Господь «смутил меня». Что это значит? То, что следует иметь стыд и страх. Мне кажется, что Иов намекает здесь на то, что он терпит такие страдания даже не за грехи (ведь если Бог поражает кого-то, разве тот страдает непременно за грехи? - так было и с Иовом), но ради испытания и больших венцов.

Комментарий на Книгу Иова.

Ориген

Ст. 4-7 Если я и действительно погрешил, то погрешность моя при мне остается. Если же вы хотите повеличаться надо мною и упрекнуть меня позором моим, то знайте, что Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью. Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда

«Даже если я, предположим, сделал то, чего не следовало, даже если я был таковым, разве вам, видящим кары, гной, червей, утрату имения, не следовало устыдиться? Но вы нападаете на меня без милости ко мне и без сострадания к моему положению». <…> «Ныне, даже если я крикну, нигде нет мне суда; я еще состязаюсь». Словно бы Иов говорил: «Я крикнул подобно какому-то атлету на ристалище, и нигде нет мне суда, ибо я еще бьюсь. Если я не закончу битву, мне не будет присужден венец». Мы говорим это для того, чтобы нам не обвинять Бога в том, что Иов терпит столькие [беды], и нигде нет суда.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Если я и действительно погрешил, то погрешность моя при мне остается

И действительно, друзья не имеют права и достаточных оснований безжалостно относиться к Иову. Если он и согрешил, то причинил вред только себе, но ни в каком случае не им. Почему же они так вооружаются против него?

Толковая Библия.