Толкования на Иов. 20:6

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 6-8 Хотя бы возросло до небес величие его, и голова его касалась облаков, - как помет его, на веки пропадает он; видевшие его скажут: где он? Как сон, улетит, и не найдут его; и, как ночное видение, исчезнет

Гордость лицемера, как сказано, поднимается до неба, когда его величие создает видимость того, что он ведет жизнь небесную. И голова его будто бы касается облаков, когда важнейшая часть его, то есть интеллект, считает себя равным по заслугам святым, которые были прежде. Однако, как помет его, на веки пропадает он, потому что при смерти его, когда он пойдет на муки, наполненный пометом своих пороков, он будет растоптан злыми духами…

Большей частью бывает, что жизнь лицемеров в конце открывается и всем людям как заслуживающая осуждения, чтобы уже и явными знаками видно было, какова она была. Тогда видевшие лицемера прежде счастливым скажут о нем, уже ушедшем: где он? Ибо нет его здесь, где он был избранником, нет и в покое вечности, где, как считалось, он должен быть. А относительно кратковременности его жизни далее удачно прибавлено: Как сон, улетит, и не найдут его; и, как ночное видение, исчезнет. Что иное есть жизнь лицемера, как не видение фантома, открывающее образ, которого нет в действительности?

Нравственные беседы.

Лопухин А.П.

Ст. 6-7 Хотя бы возросло до небес величие его, и голова его касалась облаков, - как помет его, на веки пропадает он; видевшие его скажут: где он

Как бы могуществен и величав ни был первоначально грешник (ст. 6, ср. Исх. 14:13-15), но в конце концов он погибает с позором, - пропадает, как помет (ср. 4 Цар. 9:37; Иер. 8:2), вызывая подобною гибелью недоумение окружающих (ст. 7, ср. Ис. 14:9-12).

Толковая Библия.