Толкования на Иов. 22:1

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-2 И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал: разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому

И отвечая, Елифаз Феманитянин говорит: «не Господь ли есть научающий разуму и знанию?» Побежденный, Елифаз согласился с этим. Затем, поскольку из сказанного следовало, что Иов не был нечестивым и из его наказаний не следовало судить о его поведении, посмотри, как злодейски он доходит почти до отрицания промысла.

Комментарий на Книгу Иова.

Ориген

Ст. 1-2 Отвещав же Елифаз Феманитин, рече: не Господь ли есть научаяй разуму и хитрости

Вещи, домостроительно созидаемые Святым Духом, необходимо удостоить описания. Они описываются ради того, чтобы читатель извлекал пользу из читаемого. Если речи трех [друзей], пришедших к Иову, были бы бесполезны, так что читатель ничего не извлекал из их слов Иову, промысл не позволил бы занести слова этих трех [друзей] в книгу Иова. Итак, возможно извлечь пользу и из их слов, если внимательно посмотреть на их учение. Можно заметить, что в своих речах они заблуждаются только в одном: в том, что обвиняют Иова, думая, что он страдает за свои грехи, и не видят, что есть множество других причин, по которым с людьми случаются эти [беды]. Известно, что происходит и доброе, и тяжкое, или как угодно кому называть эти [вещи].

Не Господь ли научает разуму и знанию? Это здравое учение, потому что истинный Учитель добродетели не может быть человеком. И в псалмах написано о том, кто учит человека разумению (Пс. 93:10), потому что это не кто иной, как Бог. И научи меня оправданиям Твоим (Пс. 118:12), говорит пророк, зная, что Бог есть истинный и совершенный Учитель. Бог учит, сияя Сам в душе ученика и просвещая его ум светом Своего истинного слова.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Ст. 1-4 И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал: разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности? Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою

Не обращая внимания на последнюю речь Иова, не опровергая отмечаемых им фактов, Елифаз настаивает на заслуженности постигших его бедствий, выводя эту мысль из положения о Божественном Правосудии. В отношениях к праведникам и грешникам Бог руководится исключительно началами строгого правосудия. Абсолютно всесовершенный, Он не получает выгоды от дел «разумного», − «ищущего Бога» (евр. «маскил»; ср. Пс. 13:2), равным образом и поступки грешника не приносят Ему вреда. Поэтому Его отношение к тем и другим не определяется, как у человека, желанием доставить Себе пользу и избежать вреда. Бог наказывает грешника не потому, что, боясь его, стремится отстранить от Себя грозящую со стороны этого последнего опасность (ст. 4; ср. Прем. 6:7) и награждает праведника не под влиянием соображения подвигнуть на большую добродетель и тем извлечь для Себя выгоду.

Толковая Библия.