Толкования на Иов. 22:5

Свт. Григорий Двоеслов

Ст 5-7 Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе

Вот, [по причине] омертвевшего сердца он перешел к словам праздным, а от праздных слов через грех лжи воспламенел оскорблениями. Таковы превратности возрастающего греха, что язык, если его не сдерживать, не лежит плоско там, куда он упал, но постоянно поднимается к худшему…

В священном Писании залогом именуются иногда дары Святого Духа, а иногда им обозначается исповедание греха. Залог воспринимается как дар Святого Духа, когда через Павла говорится: дал залог Духа в сердца наши (2 Кор. 1:22). Для того мы принимаем залог, чтобы иметь уверенность в обетовании, которое нам дается. Итак, дар Святого Духа именуется залогом, потому что через Него душа наша укрепляется в уверенности внутренней надежды. Опять же, под именем залога обыкновенно понимается исповедание греха, как написано в законе: «Если должен тебе что-либо брат твой и ты берешь с него залог, верни залог до захода солнца». Когда кто-то из братьев наших, как выяснилось, согрешил против нас, он становится нам должником. Грехи мы называем долгами. Потому и говорится слуге, который согрешил: «Прощаю тебе долг твой». И в Господней молитве мы всякий день просим: прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6:12). Мы принимаем залог от нашего должника, когда из уст того, кто, как выясняется, согрешил против нас, мы слышим признание греха, при том что нас просят простить грех, совершенный против нас. Ибо всякий, кто признаёт грех, который совершён, прося прощения, словно бы дает залог за свой долг. Этот залог нам повелевается возвратить до захода солнца, потому что, прежде чем в нас болью сердца сядет Солнце праведности, мы должны возвратить признание прощения Тому, от Кого имеем осознание вины, дабы помнящий о том, что согрешил против нас, знал, что мы простили ему то, что он сделал против нас.

Нравственные беседы.

Свт. Филарет (Дроздов)

Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца

Друзья его хотят ему доказать - грешник и лицемер: но его благочестие, его смирение и познание путей Божиих, и суд самого Бога (Иов. 42:7) служат ему защитой против этих упреков.

Ориген

Ст 5-7 Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе

Все эти слова суть обвинения, и, поистине, ложные. Они неистинны в отношении Иова и несправедливо говорились о нем. Подобные вещи происходят в тяжкие времена. Иногда мы отнимаем кусок у того, кто имеет только его и даже не имеет целого хлеба, говоря: «Ты [нам] должен».

Фрагменты.

Олимпиодор

Ст 5-7 Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе

То есть Иов [якобы] был повинен не только в том, что поступал несправедливо, но и в том, что не совершал добра. И заметь, до какой степени мы должны распространять благодеяния, потому что [человек] повинен и в том, что не напоил жаждущих, подобно тому как мы получаем награду и за чашу холодной воды (Мф. 10:42), согласно неложному слову Спасителя.

Комментарии на Книгу Иова.

Лопухин А.П.

Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца

При безусловном правосудии Бога для страшных страданий Иова нельзя найти другой причины, кроме великой греховности.

Толковая Библия.