Толкования на Иов. 23:8

Сщмч. Дионисий Александрийский

Но вот, я иду вперед − и нет Его, назад − и не нахожу Его

Бог всегда существует и весь век пред Ним стоит и пребывает целым; для нас же то, что обозначается словами: нынешнее и настоящее, не может быть пребывающим и не пребывает в целом виде, но в тот момент, как называется, проходит весьма быстро, прежде чем будет удержано мыслью. Настоящего вообще нет и никто не может уловить его даже мыслью, ибо оно уносится, убегая и удаляясь. А об убегающем и постоянно исчезающем можно ли сказать, что оно существует? Да и будущее, имеющее явиться в непродолжительном времени и вскоре исчезнуть, еще когда не существует, спешит уже исчезнуть. Поэтому достойный изумления Иов показал неудержимость и неустойчивость времени, сказав о себе: аще во первых пойду, ктому несмь, в последних же, како вем его? Он показывает, что мы, люди, живем только настоящим, прошедшее же опустили, а будущего еще не имеем.

Из толкований на книгу Иова.

Олимпиодор

Ст. 8-9 Но вот, я иду вперед – и нет Его, назад – и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю

Смысл этих слов таков: «Мне приятно, что Бог судит о моих делах Своими очами, но что будет со мной? Бог невидим по природе. Буду искать Его позади, Он незрим, окажется ли впереди, я не замечу. Повернется ли налево, я не могу прикоснуться к Нему, будет ли справа, я совсем не вижу Его». Он сказал это не потому, что Бог обходит [разные] места телесно или перемещаясь, но желая показать, что Бог присутствует повсюду, а для нас недостижим, невидим и непостижим.

Комментарии на Книгу Иова.

Лопухин А.П.

Ст. 8-9 Но вот, я иду вперед – и нет Его, назад – и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю

Против сближения Иова с Богом сам Бог. Он не допускает его на тот суд с Собою, который дал бы почву для примирения. Ищущий Господа страдалец (ст. 3) нигде Его не находит.

Толковая Библия.