Толкования на Иов. 24:13

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 13-18 Есть из них враги света, не знают путей его и не ходят по стезям его. С рассветом встает убийца, умерщвляет бедного и нищего, а ночью бывает вором. И око прелюбодея ждет сумерков, говоря: ничей глаз не увидит меня, — и закрывает лице. В темноте подкапываются под домы которые днем они заметили для себя; не знают света. Ибо для них утро — смертная тень, так как они знакомы с ужасами смертной тени. Легок такой на поверхности воды, проклята часть его на земле, и не смотрит он на дорогу садов виноградных

Вот, хорошо сказано: Ибо для них утро – смертная тень. Утро, конечно же, – разум праведника, который, оставляя мрак собственного греха, озаряется светом вечности. И о святой Церкви говорится так: «Кто она, восстающая словно утренняя звезда?» Итак, насколько праведник, сияя светом праведности, в этой жизни возвышается почестями, настолько перед глазами порочных расстилается тень смерти, поскольку, помня о совершённом зле, они страшатся исправления. Они всегда желают быть свободными в своем нечестии, жить без исправления и радоваться греху. Такая смертоносная радость соответствующим образом описана в словах, которые сразу следуют: «И они ходят во мраке, как при свете».

Ибо превратным умом они радуются делам нечестивым и грехом своим день за днем влекутся к наказанию, [чувствуя себя] в безопасности. Потому и говорится через Соломона: Праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников (Еккл. 8:14). В отношении их написано, что «они рады творить зло и кичатся самыми ужасными делами». А во мраке словно при свете они ходят потому, что радуются ночи греха так, будто их окружает свет праведности…

Легок такой на поверхности воды. От множественного числа он переходит к единственному, потому что чаще всего один человек начинает злое [дело], а многие следуют за ним, подражая, но вина в первую очередь [лежит] на том, кто служит примером бесчестия для следующих за ним; потому приговор часто возвращается к тому, кто явился автором греха. Поверхность воды то и дело волнует дыхание ветра, и, не будучи наделенной прочностью, она в разных местах приходит в движение. А разум нечестивого еще легче, чем поверхность воды, потому что любое дыхание испытания, прикасающееся к нему, влечет его за собой без всякого сопротивления. Если представим себе непрочное сердце любого нечестивого, то что мы найдем, как не поверхность воды, открытую ветрам?

Нравственные беседы.

Олимпиодор

Есть из них враги света, не знают путей его и не ходят по стезям его

См. Толкование на Иов. 24:12

Лопухин А.П.

Ст. 13-16 Есть из них враги света, не знают путей его и не ходят по стезям его. С рассветом встает убийца, умерщвляет бедного и нищего, а ночью бывает вором. И око прелюбодея ждет сумерков, говоря: ничей глаз не увидит меня, – и закрывает лице. В темноте подкапываются под домы, которые днем они заметили для себя; не знают света

Особого рода преступники, совершающие свои дела под покровом ночи, дети ее, враги света (ср. Рим. 13:12). К ним относятся, во-первых, убийцы, встающие «с рассветом», точнее «пред рассветом» (евр. «лайор»), когда преступлению благоприятствует полумрак; во-вторых, прелюбодеи, ждущие темноты вечера (Притч. 7:8-9) и для большей безопасности закрывающие свое лицо, и, наконец, воры, легко подкапывающиеся под стены восточных домов, благодаря отсутствию у них фундамента.

Толковая Библия.