Толкования на Иов. 24:18

Свт. Григорий Двоеслов

Легок такой на поверхности воды, проклята часть его на земле, и не смотрит он на дорогу садов виноградных

См. Толкование на Иов. 24:13

Филипп Священник

Ст. 18-20 Легок такой на поверхности воды, проклята часть его на земле, и не смотрит он на дорогу садов виноградных. Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя – грешников. Пусть забудет его утроба [матери]; пусть лакомится им червь; пусть не остается о нем память; как дерево, пусть сломится беззаконник

Проклята часть его на земле. Кто не находится на земле праведников, которая есть земля живущих, будет проклят; пусть проклята будет часть его на земле, то есть его часть среди рода человеческого. И не смотрит он на дорогу садов виноградных. Значит, пусть так будет проклят земной путь его, чтобы народ Божий, чтобы святые души, которые, подобно виноградникам, полны плодов, не подражали ему и не ходили путями его… Засуха и жара поглощают снежную воду. Мне представляется, что святой Иов говорит о двух видах ада – огненном и ледяном, через которые проводят дьявола, еретика и нечестивца… Так преисподняя [поглощает] – грешников. Грех нечестивого и порочного столь велик и столь тяжек, что погружает их в ад, подобно свинцу в воде.

Комментарии на Книгу Иова.

Лопухин А.П.

Легок такой на поверхности воды, проклята часть его на земле, и не смотрит он на дорогу садов виноградных

Нечестивый «легок на поверхности воды», – его счастье не имеет постоянства, так же быстро проходит, как быстро уносится водою легкий предмет (ср. Иов. 9:26; Ос. 10:7); его имущество подвергается проклятию (Иов. 5:3; Иов. 18:15, 20), и он не может наслаждаться миром и спокойствием: «не смотрит на дорогу садов виноградных» (ср. 3 Цар. 4:25; Мих. 4:4; Зах. 3:10).

Ст. 18-21 Легок такой на поверхности воды, проклята часть его на земле, и не смотрит он на дорогу садов виноградных. Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя – грешников. Пусть забудет его утроба матери; пусть лакомится им червь; пусть не остается о нем память; как дерево, пусть сломится беззаконник, который угнетает бездетную, не рождавшую, и вдове не делает добра

Данные стихи содержат описание гибели грешника, чего до сих пор не признавал Иов. Ввиду этого большинство экзегетов видит в них изложение взгляда друзей, к которому сам страдалец относится иронически. И действительно, в противном случае Иов впадает в странное самопротиворечие (ср. ст. 12). По тексту LXX, Вульгаты и Пешито гибель грешника представляется Иову только желательною.

Толковая Библия.