Толкования на Иов. 26:11

Филипп Священник

Ст. 11-12 Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его. Силою Своею волнует море и разумом Своим сражает его дерзость

Под столпами мы понимаем постоянство, которое всегда свойственно только природе ангелов, поскольку они не только постоянно пребывают в святости, но и освещены славой вечного блаженства. О грядущей неизменности людей говорит Сын Божий: Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего (Откр. 3:12). Но и сама Церковь, которая есть собрание всех святых, за вечное постоянство в Господе именуется столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15). Силою Своею волнует море. В начале Бытия мы читаем об этом. И разумом Своим сражает его дерзость. Нет полной уверенности, что этот гордый является дьяволом, который действительно первым был сброшен Богом с высокого благословенного седалища на небесах и о котором говорит пророк: «Ты низложил гордеца как пораженного». В духовном смысле мы понимаем эти моря как народ иудеев и народ язычников… В самом деле, с моря, то есть народа иудеев, началось Евангелие Христа, потому что закон [Христов] вышел от иудеев и достиг моря язычников.

Комментарии на Книгу Иова.

Лопухин А.П.

Ст. 11-12 Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его. Силою Своею волнует море и разумом Своим сражает его дерзость

Божественное всемогущество сказывается в землетрясениях, от которых дрожат горы (ср. Иов. 9:5-6; Пс. 28:5-6; Наум. 1:5), своими вершинами как бы поддерживающие небо и потому называемые «столпами» неба, а равно в морских бурях и укрощении их: «разумом смиряет его дерзость» (ст. 12: ср. Пс. 88:10). Синодальное чтение «его (моря) дерзость», передающее еврейское выражение «рахав», не может быть принято потому, что при «данном» слове нет местоименного суффикса «о», – его. «Rachab» – нечто самостоятельное по отношению к морю, хотя и находящееся в связи с ним. То же самое подтверждается Пс. 88:10-11 и Ис. 51, в которых «рахав» упоминается одновременно с морем. Ввиду этого есть достаточные основания понимать «рахав» в смысле морского чудовища. Господь «сражает его» с той целью, чтобы оно не наносило вреда людям.

Толковая Библия.