Толкования на Иов. 27:19

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 19-23 ложится спать богачом и таким не встанет; открывает глаза свои, и он уже не тот. Как воды, постигнут его ужасы; в ночи похитит его буря. Поднимет его восточный ветер и понесет, и он быстро побежит от него. Устремится на него и не пощадит, как бы он ни силился убежать от руки его. Всплеснут о нем руками и посвищут над ним с места его

Поднимет его восточный ветер и понесет. Что в этом месте названо обжигающим ветром, как не злой дух, разжигающий в сердце пламя страстей, влекущее в вечное осуждение? Итак, говорится, что обжигающий ветер несет нечестивого потому, что строящий козни злой дух подстрекает всякого живущего к порокам, дабы уже умершего обречь на муки…

И словно вихрь похитит его с места его. Место нечестивого – наслаждение преходящей жизнью и похоти плоти. Итак, всякий человек, словно вихрем, поднят будет с места своего, когда в последний день, устрашенный, он будет оторван от всех своих наслаждений. А о последнем дне уместно говорится далее: устремится на него и не пощадит. Бог всякий раз, как исправляет грешника, поражая его, устремляет Свой бич, чтобы его пощадить. Но когда его жизнь Он приводит к концу, а он, несмотря на бичи, остается в грехе, тогда Он устремляет Свой бич, но не щадит. Тот, Кто устремляет бич, чтобы пощадить, однажды устремит его и для того, чтобы не щадить. Ибо в этой жизни Господь тем более стремится пощадить, чем более Он наказывает тех, которые этого ожидают. Вот что Сам Он сказал Иоанну голосом ангела: Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Откр. 3:19). И в другом месте сказано: Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6). И наоборот, о биче осуждения написано: Нечестивый уловлен делами рук своих (Пс. 9:17). Через Иеремию Господь говорит, что когда Он увидит множество неисправимых в их грехах людей, которых не считает уже сынами учения [Своего], но рассматривает как врагов, [достойных] суровых ударов, то скажет [им]: ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими, жестоким наказанием за множество беззаконий твоих, потому что грехи твои умножились (Иер. 30:14).

Всплеснут о нем руками. Всплеснуть руками значит построить жизнь свою делами праведности. Потому и Павел говорит: укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени (Евр. 12:12). Когда они видят погибель другого, то в сердце своем призываются к тому, чтобы осознать и [возможность] своей: [по делам] один человек идет на муки, а другой от мук спасается. Всплеснет руками над ним потому, что в наказании другого увидит то, чего следует бояться; а когда увидит грешника пораженным, он свои дела, прежде расслабленные, наполнит крепостью праведности. Вот так бывает, что нечестивый при жизни многих людей соблазном греха вводит в грех, но смертью своей способен многих удержать от греха ужасом мучений…

И посвищут над ним с места его. Что еще означает свист, как не выражение удивления? Но если свист должен иметь другое значение, то, когда грешник умирает, видящие его исход складывают губы для свиста в том смысле, что они те духовные слова, которые прежде презирали, начинают воспринимать заново, так что и верят теперь и учат тому, во что не верили, видя, что нечестивый процветает. Ведь часто бывает так, что душа не крепких [в вере] тем более колеблется от слушания истины, чем более она видит, как процветают ее клеветники. Но когда справедливое возмездие настигает нечестивых, оно останавливает от грехов и других.

Нравственные беседы.

Лопухин А.П.

ложится спать богачом и таким не встанет; открывает глаза свои, и он уже не тот

Синодальное чтение с его мыслью о быстром исчезновении богатства нечестивого едва ли может быть признано правильным: речь об этом шла уже в 16-17 ст. Перевод LXX: «πλούσιος κοιμηθεὶς καὶ οὐ προσθήσει», которому следует Пешито, древнеиталийский текст, Делич, Эвальд и др., содержит указание на внезапную, быструю смерть грешника. Естественность такого понимания доказывается, между прочим, тем, что друзья, взгляд которых повторяет Иов, заканчивали описание участи беззаконников изображением его смерти (Иов. 15:32; Иов. 18:13-14; Иов. 20:23-25).

Толковая Библия.