Толкования на Иов. 35:15

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 15-16 Но ныне, потому что гнев Его не посетил его и он не познал его во всей строгости, Иов и открыл легкомысленно уста свои и безрассудно расточает слова

Бог, действительно, долго терпит [того, кого] осуждает навечно, и гнев Свой теперь сдерживает, потому что бесконечное изливание гнева Он оставляет на потом. А страдания здесь - [доля] избранных, дабы они готовились для наград вечного наследия. Нам должно принимать здесь удары - таковым уготована радость вечности. Потому и написано: бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6). А так сказано Иоанну: Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Откр. 3:19). И Петр говорит: Ибо время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4:17). И тут же Петр с удивлением прибавляет: если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? (1 Пет. 4:17). Строгость Божья не позволяет грехам оставаться ненаказанными; но гнев суда начинается с нашего наказания здесь, чтобы он прекратился при осуждении нечестивых. Пусть нечестивцы идут и исполнят желания своих удовольствий, пусть остается ненаказанным их бесчестие, пусть не чувствуют временных ударов, ибо их ожидает вечное осуждение…

Иов и открыл легкомысленно уста свои и безрассудно расточает слова. И такое обычно свойственно людям надменным: они считают незначительным, если сказали важное, но очень важным - сказанную ими мелочь. Поскольку они всегда желают произносить свои собственные слова, то не умеют слышать слова чужие. Они думают, что страдают принуждением, если не могут излить свои несдержанные мысли в своих еще более несдержанных суждениях. И хотя блаженный Иов молчал при его словах, Елиуй все же находит повод обидеть Иова, при том что речь его обращена к друзьям Иова. Чтобы из его молчания извлечь для себя выгоду и чтобы ответить на многие [слова], он утверждает, будто Иов безрассудно расточает слова. И он тут же начинает вступление к обширной речи; словно бы до этого он вовсе ничего не сказал, он теперь пробует начать [речь].

Нравственные беседы.

Лопухин А.П.

Но ныне, потому что гнев Его не посетил его и он не познал его во всей строгости

См. Толкование на Иов. 35:14