Толкования на Иов. 37:14

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 14-16 Внимай сему, Иов; стой и разумевай чудные дела Божии. Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака Своего? Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании?

Есть, конечно, люди, которые чудные дела Божьи рассматривают лежа, ибо силе деяний Его они не следуют. Ведь поступать праведно значит стоять, [а не лежать]. Потому через Павла говорится: Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1 Кор. 10:12). Они часто дивятся небесным судам, любят суждения о небесной отчизне, когда слышат их, приходят в изумление от чудных деяний Его внутреннего устроения. Но они пренебрегают тем, чтобы в жизни и любви стремиться ко всему этому. Итак, лежа рассматривают чудные дела Божьи те люди, которые умом постигают Его силу, но в жизни своей их не любят. Они поднимают очи разума в созерцании [вышнего], но в намерениях своих не отрываются от земли…

И вот Елиуй, который не верил, что блаженный Иов жил так, как говорил, словно бы наставляет его: стой и разумевай чудные дела Божии. Но он и далее испытывает его, [имея в виду] грядущее, и, словно принижая его за невежество, прибавляет: Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака Своего? Если облака - это святые проповедники, то, свет из облака - это слова проповеди. Когда облака пролетают по воздуху, то покуда не прольется из них дождь, не будет известно, какое количество влаги они в себе несут. И покуда среди дождя не воссияет солнце, нельзя понять, сколько сияния сокрыто облаками. Нет сомнения, что, покуда святые проповедники молчат и не являют словами своими, сколь велико сияние небесной надежды, которую они несут в сердце, они кажутся похожими на других людей или даже вызывающими презрение.

Нравственные беседы.

Лопухин А.П.

Ст. 14-18 Внимай сему, Иов; стой и разумевай чудные дела Божии. Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака Своего? Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании? Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга? Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало?

Вместо того, чтобы препираться с Богом, враждовать против Него, Иов должен вывести из чудных непонятных для него дел Божиих соответствующее заключение о своих страданиях. И действительно, если он не может сказать, как движутся в воздухе облака, каким образом нагревается его одежда от совместного действия солнца и южного ветра, как устроены небеса, сходные по блеску с сделанными из блестящей меди зеркалами (Иез. 28:8), то как же он может спорить с Богом о постигшем его бедствии?

Толковая Библия.