Толкование на Ис. 2:8

Свт. Василий Великий

и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их

И наполнися земля мерзостей дел рук их. Языческие обычаи, начавшиеся волхвованиями, усилившиеся от сребролюбия и привязанности к коням, довели до идолослужения. Оттого что не хотели просить советов у Бога, а стали внимать волхвованиям, оттого что надеялись на множество коней, которые ложь во спасение (ср.: Пс. 32, 17), а не на Могущего сокрушить брани, естественным образом дошли они до того, что земля их наполнилась мерзостей. Посему всякий поступок, противный здравому разуму,– мерзость пред Богом. Как слабые желудком и склонные к позыву на рвоту не терпят гнусных зрелищ, например, извержения излишеств, зловонных струпов и тому подобного, так и дела нечистоты – мерзость Святому. Поскольку в собственном смысле идолов обычно Писанию называть мерзостью, то и всякие негодные представления, наподобие живописных картин напечатлеваемые в душе, суть мерзости, наполняющие страну, то есть всю область разумной части в душе.

И поклонишася тем, яже сотвориша персты их. О верх безумия – признавать Богом, что сделал сам человек, и не видеть нелепости такого дела! Ежели дивишься веществу, то почему не кланяешься необработанной меди или камню? А если дивишься ему по причине искусства, то кланяйся рукам своим, которые дали веществу образ, или тем орудиям, которыми ты обделывал. Какое же неразумие – и в то продолжение времени, в которое был вырезан или отлит кумир, не взять на размышление того, что делаешь! Ибо сие означают слова: и поклонишася тем, яже сотвориша персты их. После этого человек принужден будет выбрать одно из двух: или не иметь у себя Бога, пока не сделает его сам, или сказать, что прежний состарился, почему и нужен стал другой. Но проклят всяк человек, иже сотворит изваяние или слияние, дело рук художника (ср.: Втор. 27, 15).

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

И наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их

Пророк, как мудрый врач, высказывает причину недуга и источник болезни. Намереваясь обличить их в нечестии, он предварительно показал причины болезни: сребролюбие, высокомерие, незаконные связи, объяснив то от этого они мало-помалу впали в бездну погибели и стали поклоняться идолам. Потом, осмеивая такое их служение, прибавляет: дел рук их. Действительно, что может быть смешнее того, когда человек делает бога? Мерзостию же Писание обыкновенно называет идолов; потому и мерзостью запустения называется истукан, поставленный в храме. «Итак, когда увидите,» говорит Господь, «мерзость запустения,… стоящую на святом месте: читающий да разумеет» (Мф. 24:15).

Желая отклонить их от привязанности к предметам чувственным, Бог запрещал им делать всякое изображение и называл это мерзостью, чтобы далеко отвести их от нечестия. Чувствовать омерзение значит чрезмерно ненавидеть что-нибудь, как нечистое, как проклятое. Таким образом мерзостью в Писании называется достойное ненависти и отвращения. А всякий идол таков.

Толкование на пророка Исаию.


Но какое преступление, скажет кто- нибудь, иметь деньги, приобрести коней, особенно в то время, когда было не много расположения к любомудрию? Что же мы скажем на это? Пророк осуждает не обладание ими, но настроение воли, употреблявшей их не так, как должно. Как тогда, когда он говорит: Горе крепким (Ис 1:24), он не власть осуждает, но худо пользовавшихся властью, так что и здесь он укоряет не за то, что они приобрели богатство, но за то, что собирали его с великим избытком и сверх нужды.

Гомилии на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 8-9 И наполнися земля мерзостей дел рук их, и поклонишася тем, яже сотвориша персты их: и преклонися человек, и смирися муж, и не претерплю им

Опять обличает их в духовном любодеянии и в том, что они покланялись многим лжеименным богам, и показывает, что они дошли до высшей степени нечестия, достигли предела всякого зла и обнаружили крайнюю неверность Богу, Который все знает, все сохраняет и всему подает жизнь. Следует сказать, что они некоторым образом оскорбили природу человека, унизивши ее до крайности. Ибо Бог всяческих почтил человека тем, что сотворил его собственными руками; он сотворен не вместе с другими тварями, словом, подобным тому как: да будет твердь, и бысть тако, но взял Господь персть от земли и сотворил человека, по словам премудрого Моисея, и он сотворен был по образу и подобию Божию и поставлен был как бы начальником над всем, сущим на земле, и сверх этого почтен был духом жизни; ибо вдуну в лице его дыхание жизни (Быт. 2:7). Таким образом, человек в чести сый неразуме (Пс. 48:13), по написанному; ибо служил изваяниям и, как говорит пророческое слово: поклонишася тем, яже сотвориша персты их: и преклонися человек и смирися муж. Это было оскорблением и для самого Бога и для природы человека. Ибо хотя они и могли по красоте тварей в известной мере познавать Творца их: невидимая бо Его, от создания мира твореньми помышляема, видима суть, то есть вечная Его сила божество (Рим. 1:20), но они этого не сделали; а оказывая почтение камням и поклоняясь камню, они, несчастные, наносили оскорбление по естеству Господу и Богу и Творцу всяческих, и не разумели, что этим, разумеется, они оскорбляли и свою собственную природу, потому что человек превосходнее деревьев и камней. Поэтому, справедливо негодуя, Творец вселенной говорит: преклонися человек и смирися муж и не потерплю им. Этим Он выражает непреклонный гнев свой, как будто двумя этими действиями он по справедливости подвигнут на гнев против них, т, е. что они, оскорбили божественное величие и весьма обесчестили свою собственную природу. Говорит, что наполнена земля мерзостями их, и тем намекает на то, что число тех, которые виновны в отступничестве, не мало, но очень велико, и что у них не один вид идолопоклонства, но что каждый из них покланялся тому, что ему кажется богом: и множество идолов разных видов наполнило всю их землю. Поэтому устами пророка Иеремии сказано: по числу градов твоих беху бози твои, Иудо, и по числу путей Иерусалимских постависте олтари студныя, олтари на каждение Ваалу. Итак, тяжело и невыносимо для Бога это творение идолов, как чувственных, так и духовных. Ибо сатана страшно и многоразличными способами опустошает души людей, призраками, возбуждаемыми в их уме и сердце, а иногда образами идолов вводя их в грех и располагая их к постыдным и непристойным удовольствиям.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их

Где некогда был храм и религии Божия, там помещена статуя Адриана и идол Юпитера. Многие видят в этом толкование на то свидетельство, которое читаем в Евангелии: егда же узрите мерзость запустения, стояшу на месте святе (Мф. 24:15).

И пред делом рук своих преклонились: и человек, разумное существо, стал поклоняться меди и камню. Есть и такие, которые толкуют это об Иудеях, что все это они делали до плена Вавилонского, и потому были оставлены Богом. Поэтому и стоит в конце отдела: посему не отпускай им. Можем в иносказательном смысле сказать и то, что всякое учение, противное истине, поклоняется делам рук своих.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.

Магн Аврелий Кассиодор

и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их

Суетность есть общее название пороков, но собственно суетным называется то, что явно оказывается чуждым Богу. Ибо как упование на Бога обеспечивает приносящую плоды прочность, так и уклонение от ведущего к Нему пути приводит к тленной суетности… Итак, обвиняются те, которые воспылали отвратительнейшей любовью к идолам; эти слова нужно считать порицанием, как если бы пророк сказал: почему вы любите суетность, из-за которой гибните? Ибо мы должны любить полезное, а не вредное, поскольку то, из-за чего нас поражает наказание вечного осуждения, следует скорее проклинать.

Изъяснение Псалмов.

Ориген

и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их

Может ли человек сделать себе богов (Иер 16:20). Люди не только делают себе богов из статуй, но ты обнаружишь, что они делают себе богов из мысленных образов. Ибо такие люди могут вообразить себе иного бога и творца мира, иного, наряду с тем, о котором написано Духом, домостроительного мира, наряду с истинным миром. Все они сделали себе богов, и они поклоняются делу рук своих (Ис 2:8). Таковы, я думаю, либо те из греков, которые порождают мнения такой вот философии, либо среди еретиков первые, порождающие это мнение. Они-то и делают себе идолов и мысленные образы для души и, обращаясь к ним, поклоняются делу своих рук, ибо принимают за истину собственные измышления.

Гомилии на Книгу Иеремии.

Лопухин А.П.

и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их

Идолы по евр. clilim, т.е. ничтожество. Слово это, вероятно, представляет собою унизительное название с отношением к названию истинного Бога.

Толковая Библия.