Толкование на Ис. 2:10

Свт. Василий Великий

И ныне внидите в камение и скрыйтеся в землю от лица страха Господня и от славы крепости Его, егда востанет сокрушити землю

Это – новое воззвание к дому Иаковлеву, призывающее к полезному. Как было сказано: приидите, и взыдем на гору Господню; приидите, пойдем светом Господним, так и теперь говорится: внидите в камение и скрыйтеся в землю от лица страха Господня. Ужели найдется такой клеветник на Писание, который подумает, что здесь советуется кому-либо бежать от лица страха Господня и скрыться в расселины каменные? Но сказано: Камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси (Пс. 138, 7–8). И еще говорит Господь: аще скрыются на Кармиле, и оттуду возму я; аще убегут в море, и тамо повелю змиеви, и угрызет я (ср.: Ам. 9, 3). Как же Пророк присоветовал употребить камень покровом от лица страха Господня? Но, может быть, он разумеет, что единственное избавление от зол, какие исчислил выше,– войти под покров скалы, то есть в твердыни веры во Христа, где положен был и Моисей, когда должен был видеть Бога (см.: Исх. 33, 22). Туда, говорит Пророк, внидите и скрыйтеся в землю, то есть погребите сами себя. Для чего же? Да спогребшись Ему крещением и с Ним умерши, во обновлении жизни ходити начнете, умерши греху (ср.: Рим. 6, 4, 10). Но сличи места Писания, где говорится о камне, чтобы уяснить себе настоящее место. На камень вознесл мя еси (Пс. 60, 3). Из камня пил народ (см.: Чис. 20, 11), и даже имел мед из камене (ср.: Втор. 32, 13). А Псалмопевец говорит: камень прибежище заяцем (Пс. 103, 18). Чистую воду для сытости и елей для помазания доставлял им твердый камень, по словам песни Моисеевой (см.: Втор. 32, 13). Посему если войдете в камень, то возможете избежать страха Господня, егда востанет сокрушити землю, когда будет истреблять земное и истреблять перстное, чтобы духовному даровать беспрепятственную жизнь. Итак, надо приуготовиться к Его восстанию, которое будет со славой и крепостью, и, таким образом, попещись о себе самих.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его

Достаточно посмеявшись безумию поклоняющихся идолам и указанием на способ делания идолов обличив и глупость служащих им и бессилие идолов, Он еще подтверждает слова Свои, предоставляя испытать сказанное на опыте, и говорит: для Меня достаточно было и того самого, что идолы делаются людьми, чтобы показать безумие обольщаемых; но так как они, погрузившись в нечестие, как бы в опьянение, стали слепы к предметам ясным и очевидным, то города их постигнут такие бедствия, что и самые бесчувственные убедятся, каково бессилие идолов и какова сила Божья.

Для того, прежде, нежели сказать о войне, пророк говорит о том, что произойдет от нее, повелевая идти в скалу и сокрыться в землю, не с тем, чтобы они действительно сделали это, но чтобы таким образом убедились, как невыносим гнев, который тогда покажет Бог.

Сокройся, говорит, землю от страха Господа и от славы величия Его, егда восстанет сокрушити землю. Не сказал просто: от величия Его, но: от славы величия. Таковы именно дела Божьи и таковы победы Его; в них – великая слава и знаменитость. Здесь, мне кажется, пророк указывает на победу, бывшую при Езекии, называя землей множество народа, сокрушением – поражение, а восстанием – явление Его на помощь. Потому и Давид говорит так: «да восстанет Бог, и расточатся враги Его» (67:2); и еще: «восстань, Боже, суди землю» (Пс. 81:8), – означая делами и положениями людей действия Божьи.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 10-11 И ныне внидите в камение и скрыйтеся в землю от лица страха Господня и от славы крепости Его, егда возстанет сокрушити землю. Очи бо Господни высоцы, человек же смирен: и смирится высота человеческая, и вознесется Господь един в день оный

Когда Иерусалим предавался идолослужению, или лучше вся Иудея уклонилась от истины, и необузданно предавалась всему, что противно Богу, любящему добродетель; тогда охватила, так сказать, всю Иудею война с Вавилонянами, которые, опустошив ее всю, избили пленных, а женщин и детей увели в свою землю; последние военнопленными оставались долгое время (на чужбине). И когда предвозвещено было нападение неприятеля и когда оно угрожало, то на Иудеев напал такой страх и они впали в такую тревогу, что скрывались в пещерах и расселинах, занимали непроходимые места, потому что руки их ослабели и сделались неспособными к сопротивлению нападающим. Итак, повелевает скрываться от бедствий не таких, которые еще не настали, напротив, которые уже в дверях и постигли всю страну, и тем, которые еще живут, повелевает едва не закапываться в земле от страха Господа и от славы крепости Его, когда Он восстанет сокрушать землю, то есть разрушать землю. А что велики и высоки над всеми людьми божественные намерения и мысли и никто из живущих на земле не может противиться им, Он уясняет это, говоря: очи бо Господни высоцы. Ибо очами Господними здесь он называет Его предвидение и советы, и Его суд над каждым делом. Люди же, будучи малы по природе и по уму своему, и намерения имеют ничтожные и замыслы низкие. Но Бог выше всего сущий, и обладающий неизреченными преимуществами во всем, обладает непреодолимою мыслью. Ибо никто не может противопоставить или намерение, или силу, могущую воспрепятствовать исполнению его божественных мыслей. Говорит, что это уразумеют Иудеи, если раньше не познали этого, когда над ними разразится страшная война, когда всякая помогающая рука окажется бессильною, когда изобретательность и находчивость человеческой мысли, посредством которых думали скоро устранить бедствия войны, окажутся безуспешными. Итак, говорит, что опыт покажет, что человек ничтожен, и смирится высота человеческая и вознесется Господь един в день оный. Когда, как я недавно сказал, вся их сила окажется немощною, тогда превосходство божественной силы будет весьма ясно для тех, которые пострадали. Ибо весьма страшно оскорбить Бога и в этом заключается причина всякого бедствия, нас постигающего. И нам не должно надеяться на собственные силы, а, напротив, предоставлять все всемогущему Богу, и искать Его помощи, когда нас, оскорбивших Его грехами, постигнет какое-нибудь бедствие.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его

Вни́дите в кáмение, и скры́йтеся в землю. Для них смерть лучше ожидающего их плена.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его

Войди в скалу, скройся, в выкопанной земле от лица страха Господния и от славы величия Его. Что касается меня, то я увещевал народ, говоря: «дом Иаковлев, пройдите и будем ходить во свете Господа» (Ис. 2:5). Но так как Господь оставил дом Иакова, оставил же потому, что он сделал или дозволил то, что мы выше изложили; посему предвозвещаю вам имеющие наступить бедствия и увещеваю, чтобы вы вошли в скалы и скрылись в пещерах от войска Вавилонского или Римского, когда опустошено будет все, — подобно тому, что читаем в Евангелии: «тогда скажут горам: падите на нас, и скалам: скройте нас» (Лк. 23:30).

В таинственном же смысле, от лица величия Божия заповедуется нам, чтобы мы усвоили крепость камня, о котором сказано: камень прибежище заяцем (Пс. 103:18) и: на камень вознесе мя (Пс. 26:6). Также Моисей ставится в расселине скалы, чтобы видеть Бога сзади (Исх. 33), и: «пил народ от духовного камня следующего за ними» (1 Кор. 10:4).

Скрывается в скале и тот, кто входит в свою спальню и, заперши дверь, молится Отцу, чтобы, состоя из земного тела, не замечать преходящей бури мира.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.

Лопухин А.П.

Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его

Скалы в Палестине или собственно пещеры, находящиеся в скалах, всегда служили для иудеев местом убежища на случай нападения врагов (Суд. 6:2; 1 Цар. 13:6). Пророки Моисей и Илия также укрывались в скалах пред явлением славы Божией (Исх. 33:22; 3 Цар. 19:13).

Страх Господень — это не только уже перед нашествием вражеских полчищ, какие пошлет против своего народа Господь, но и страх пред Самим выступающим в качестве Судии Сущим.

Толковая Библия.