Толкование на Ис. 2:18

Свт. Василий Великий

Ст. 18-19 И рукотвореная вся скрыют, внесше в пещеры и в разселины камений и в вертепы земныя, от лица страха Господня и от славы крепости Его, егда востанет сокрушити землю

Поскольку Писание нередко говорит одинаково и о пришествии Христовом во плоти, и о пришествии на Суд, а иногда о том и о другом явлении возвещает нераздельно, то думаем, что сказанное теперь говорится о Вочеловечении, хотя смысл настоящих слов может быть приложен к будущему и ожидаемому, потому что по пришествии Христовом отринуто попечение о рукотворенных. Ваятели кумиров уже не в чести – и что в древности уважалось, не возбуждает равного усердия, побросано в пещеры, в норы, в самые малоизвестные места. Ибо, как скоро воссиял свет, увидели сокрывавшееся дотоле во тьме неведения, увидели дерево деревом, камень камнем, уже не обольщаясь наложенными на них чертами, но признавая в них то, что они по природе. Страшно для демонов спасительное для целого мира пришествие Христово, и они оставили ныне пресловутые места, на которых производилось обольщение: нет уже Дельф, нет прорицалищ, молчит прорицатель, Кастальскую воду пьют и остаются целомудренными, бежал Амфиарей, не стало Амфилоха, исчезли кумирницы, и невидимые силы удалились от лица страха Господня и от славы крепости Его. С того времени как именуется крест, обращены в бегство идолы. Но идол есть также и всякое напечатлеваемое в душе представление понимаемого ложно – о Боге ли то или о чем-нибудь познаваемом. И доколе не уразумеваются действия и явления истины, дотоле каждый чтит собственные свои кумиры. Но когда явились высота и превосходство действительно истинного, тогда каждый, осудив свои мнения, как порождения души, ложно представлявшей, старается истребить ложные понятия, как бы скрыв их в пещерах и вертепах; наконец, из самого действия усматривает, что страшен Бог и что по истреблении всего вещественного и как бы по сокрушении земного, дабы открылось духовное, должен истребиться и образ перстного, да явится образ Небесного. Почему и те, которые имеют ложные понятия о Боге, идолотворя в себе какое-то мысленное идолослужение, несуществующее почитают существующим, и они делаются повинны клятве, в которой сказано: проклят человек, иже сотворит изваяние и слияние, мерзость Господеви, дело рук художника, и положит е в сокровении (Втор. 27, 15).

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 18-19 И идолы совсем исчезнут. И войдут [люди] в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю

Боги их, говорит, не только не подадут им никакой помощи, но и сами будут нуждаться в помощи людей и безопасных местах, чтобы не быть взятыми. От страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Чтобы кто-нибудь не приписал это нашествию иноплеменников и не подумал, будто страх зависит от их могущества, он обращает речь к Богу всех и говорит, что сам Бог будет управлять этою войною и в Его власти – среди такой опасности наказывать за совершенные преступления.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 18-19 И рукотвореная вся скрыют, внесше в пещеры и разселины камений и в вертепы земныя, от лица страха Господня и от славы крепости Его, егда востанет сокрушити землю

Достойным смеха изображает смущение Иудеев, когда они скрывают богов и спешат спасти тех, которым они кланяются. Не следовало ли ждать, напротив, что боги будут их спасителями, если они действительно признавали их богами? А они, сами осуждая свои собственные намерения и сами свидетельствуя о совершенном бессилии их, помогают богам. Ибо скрывают их в пещеры и расселины камней и подземелья, дабы неприятели не нашли их и вместе с побежденными не увели в плен и богов. Что же это за боги, которые нуждаются в помощи тех, кои им кланяются? – Это бездушная материя, как говорит блаженный Давид: идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих. И те, которые почитают их, будут страдать одинаковою с ними бесчувственностью, ибо будучи сами художниками и творцами их, берут их на плечи, идут, покланяются им и молятся говоря: изми мя, яко Бог мой еси ты (Пс. 58:2). Итак, сердце их – пепел, и заблуждаются они. А тем, которые привыкли действовать благочестиво, прилично отвергать безумие заблуждающихся и громко говорит: бози иже небесе и земли не сотвориша да погибнут от земли (Иер. 10:11), а живущим под этим небом следует говорить: нам един Бог Отец, из негоже вся; и мы у Него: и един Господь Иисус Христос, имже вся и мы тем (1 Кор. 8:6).

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

И рукотворéная вся скроются

Иудеи презрят идолов и нетопырей, которым поклонялись, потому что не помогли им во время уничижения их.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

и идолы совсем исчезнут

См. Толкование на Ис. 2:17

Лопухин А.П.

и идолы совсем исчезнут

См. Толкование на Ис. 2:17