Толкование на Ис. 3:14

Свт. Василий Великий

Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах

Сам Господь на суд приидет со старейшины людий и со князи их. Какое-то сильнейшее движение изображает пророческое слово, сказав: Сам Господь на суд приидет. Ибо о народе сказано: устроится Господь на суд и поставит на суд люди Своя; о старейшинах же и князьях говорится: Сам Господь на суд приидет. И, во-первых, сказано сие в научение наше, что будем судимы каждый в своем чине - и народ, и старейшины, и князья. Ибо малый достоин есть милости, сильнии же сильне истязани будут (Прем. 6, 6). Но также очевидно, что идущий на суд приидет не судить, но судиться, потому что не судии прилично идти на суд к подсудимым, но подсудимые должны собраться к судии.

Пришедший же на суд с ними тотчас упрекает их, говоря обличительно: Вы же почто запалисте виноград Мой, и разграбление убогаго в домех ваших; почто вы обидите людий Моих? Подумаем, старейшины и князи народные, что будем отвечать Обличающему. Но станем лучше молиться, чтобы не нашлось в нас ничего подобного и достойного обвинения. Ибо очевидно, что слово сие относится к нам, которые или состоим в пресвитерстве, или, пользуясь высшей почестью, начальствуем над народом. «Я вверил вам виноград плодоносен, весь истинен (Иер. 2, 21), чтобы он под вашим попечением приносил должные плоды, а вы не только привели его в запустение, но и зажгли». И это бывает, когда не только не учим должному, но еще допускаем в винограде запаление нечестия, которое, подобно пламени, разливается всюду и непрестанно охватывает с ним смежное. Кто зеленевшие доселе и плодовитые лозы делает сухими, некрасивыми и бесплодными и кто не только не угашает страстей, бывающих в нас от возжженных стрел диавола, но распутством жизни производит то, что многие страсти рождаются сами собой, тот запаляет виноград. Но запаляет виноград и тот, кто глупой любостяжательностью возбуждает во многих пожелание чужого. Посему Пророк присовокупляет: и разграбление убогаго в домех ваших, то есть и те, которые хищением и насилием собирают неправедное стяжание, также подают причину к запалению винограда, когда худой пример начальников обучает весь народ быть любостяжательными относительно друг к другу. Итак, обвинены будем в этом мы, старейшины и князи, которые не возделываем винограда здравым учением и благими примерами своей жизни. Не без основания будет нам сказано сие: и разграбление убогаго в домех ваших, если подаваемое для упокоения бедных удерживаем в домах своих, лишая сего нуждающихся.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Сам Господь на суд приидет со старейшины людей и со князи их; вы же почто запалисте виноград мой, и разграбление убогаго в домех ваших

См. Толкование на Ис. 3:13

Свт. Кирилл Александрийский

Сам Господь на суд приидет со старейшины людей и со князи их; вы же почто запалисте виноград мой, и разграбление убогаго в домех ваших

См. Толкование на Ис. 3:13

Прп. Ефрем Сирин

Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах

Сам Господь на суд приидет со старейшины людий, то есть будет судиться со священниками и учителями, запалившими виноград.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Прп. Руфин Аквилейский

Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах

Пророк говорит своими словами: Господь вступает в суд со князьями его. Стало быть, может Господь подлежать суду, согласно свидетельству пророка, и Он не только суду подвергается, но даже бичеванию, и по лицу Его били ладонями, и оплевывали, и всяческое нас ради Он претерпел поношение недостоинства. И поскольку при проповеди апостолов это неизбежно всех поражало, то и к таким людям пророк воззвал: Господи, кто поверил слышанному от нас? (Ис 53:1). Ибо невероподобно, чтобы говорили и предсказывали, будто Бог Сын претерпел такое, стало быть, для того и было это предвещено пророками, чтобы не зародилось сомнения у тех, кто будет призван к вере. Стало быть, это самолично Христос Господь.

Изложение символа веры.

Блж. Иероним Стридонский

Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах

См. Толкование на Ис. 3:13

Блж. Августин

Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах

Ведь не один придет Он на суд, но со старейшинами народа Своего, которым обещал Он, что они воссядут на престолах для суда и будут судить даже ангелов.

Толкование Псалмов.

Лопухин А.П.

Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах

См. Толкование на Ис. 3:13