Толкования на Ис. 5:10

Свт. Василий Великий

десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу

См. Толкование на Ис. 5:8

Свт. Иоанн Златоуст

десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу

От города пророк обращает речь к запустению страны, чтобы со всех сторон поразить слушателя. И дома, говорит, не будут иметь жителей, и земля не будет оказывать своей силы. Так и в начале за грех Адама она произрастила терние и волчицы; и после него за преступление Каина она приносила плоды гораздо меньшие трудов его и собственной силы. И во многих других местах можно видеть, что она наказывается за грехи людей. И удивительно ли, что нечестие людей уменьшает производительность и плодородие земли, если она через нас сделалась тленною и опять через нас делается нетленною? Так как самое бытие свое она получила для нас и для служения нам, то и состояние ее такое или иное берет начало и корень здесь же. Так было и при Ное. Когда человеческая природа низошла до крайней порочности, то смешались все вещи, и семена, и растения, и роды бессловесных, и земля, и море, и воздух, и горы, и рощи, и холмы, и города, и стены, и дома, и башни, и все вообще покрылось тогда страшным потопом. А когда опять нужно было размножаться человеческому роду, то земля получила свой порядок и опять пришла в прежнее благоустройство. То же происходило, как всякий может видеть, и в частных случаях в честь людей. Так море отступало и опять вступало на свое место, солнце с луной задерживалось и останавливало свое течение, огонь оказывал свойства воды, земля – свойства моря, а море – свойство земли: все, сказать кратко, обращается в пользу людей. Так как человек почетнее всего и для него существует все сотворенное, то теперь, когда народ иудейский согрешил, Бог останавливает плодородие земли и не дозволяет ее недрам приносить обычные плоды после многих трудов и усилий людей, чтобы они познали отсюда, что не искусство земледельческих рук, не волы и плуг, не свойство земли и не что-нибудь другое подобное, но именно – Господь всего этого есть Тот, Кто изливает все щедрою рукою, и опять, когда хочет, останавливает все.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Идеже бо возорют десять супруг волов, сотворит корчаг един, и сеяй артавас шесть сотворит меры три

См. Толкование на Ис. 5:9

Блж. Иероним Стридонский

Ибо десять участков в виноградниках дадут один сосуд вина, и тридцать модиев посеянного зерна принесут три модия

Вместо переведенного, одними LXX: сосуд вина, все другие перевели: бат, что по-еврейски называется beth, а вместо тридцати модиев, которые мы поставили вместо кора, называемого по-еврейски orner, LXX перевели: шесть артавасов, каковая мера есть Египетская и вмещает в себе двадцать модиев. Следовательно во время чрезвычайного неурожая, который следует за пленом, десять участков в виноградниках дадут бат, то ест, три амфоры, а тридцать модиев семени, то есть, кор, принесут ефи, что LXX перевели тремя мерами, то есть, тремя модиями.

Бат же употребляется в отношении к жидким веществам, а ефи, или ефа, той же меры, — к отношении к сухим, как мы читаем, по еврейскому тексту, у Иезекииля: да будут у вас правильная ефи и правильный бат. Ефи и бат да будут равны и одной меры, так чтобы бат вмещал в себе десятую часть кора, и ефи десятую часть кора: по мере кора да будет равное измерение их (Иез. 45:10-11).

Спрашиваем, по смыслу таинственному, каким образом велики и красивы будут дома еретиков, которые, когда наступит время суда, не будут иметь ни одного жителя? Ибо всякая пышность и искусственность слов и диалектические доказательства будут вменяться ни во что, итак, как мы, по апостолу Павлу, не только строение Божие, но и нива (1 Кор. 3:9), подражающие которой еретики Иеремиею подрываются и искореняются (Иер. 18:7): то они на десяти участках в виноградниках, или там, где работают десять пар волов, получат один бат, и с тридцати модиев посеянного зерна получат ефи, так что от десятеричного числа, которое в Священном Писании таинственно и совершенно, и от числа тридцати, в котором пророчествовал Иезекииль (Иез. 1:1) и в котором Господь крестился (Лк. 3:22-23), они низойдут до ефи, которая в сравнении с числом множественным есть не более как единица. А что строение и нива имеют смысл духовный, этому и в другом месте учит апостол Павел, свидетельствуя, что верующие в любви вкоренены и основаны (Еф. 3:17).

Посему и Екклезиаст не только строил себе дома, но и разводил виноградники, и заводил сады и огороды, и насаждал всякие плодовые деревья, и устроял водоемы, чтобы орошать деревья (Еккл. 2:4-6). Но еретики, имея только подобие и тень добродетелей, а не самую истину, предлагают листву слов, без плода дел. О их деревьях Господь говорит: всяк сад, его же не насади Отец Мой небесный, искоренится (Мф. 15:13). Ибо от виноградов Содомских виноград их, и розга их от Гоморры: грозд их, гроздь желчи, гроздь горести их. Ярость змиев вино их, и ярость аспидов неисцельна (Втор. 32:32-33).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.

Лопухин А.П.

десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу

Бат - мера жидкостей около одной эпической меры или 34, 44 французских литра.

Хомер был равен десяти ефам или батам. Богатые евреи будут получать в десять раз меньше того, что посеяли.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 5:8