Толкование на Ис. 6:10

Свт. Василий Великий

Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их

См. Толкование на Ис. 6:9

Толкование на пророка Исаию.


См. Толкование на Ис. 6:1

Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книги IV-V.

Свт. Иоанн Златоуст

одебеле бо сердце людий сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима и ушима услышат, и сердцем уразумеют и обратятся, и исцелю я

См. Толкование на Ис. 6:9

Свт. Кирилл Александрийский

одебеле бо сердце людий сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима и ушима услышат, и сердцем уразумеют и обратятся, и исцелю я

См. Толкование на Ис. 6:9

Прп. Ефрем Сирин

Ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша. Причина того и другого - сами они, а не от кого-либо иного постигло их это.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Прп. Исидор Пелусиот

Перемена лиц в речи ясно возвещает смысл сказанного. Ибо, если бы надлежало говорить ко всему народу, то было бы сказано так: иди и рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидите; одебеле бо сердце ваше, и ушима своима тяжко вы слышали и очи свои смежили, да не когда узрите очима, и ушима услышите, и сердцем уразумеете, и обратитеся, и исцелю вас.

Сказано же не так, и в сказанном можно видеть смену трех лиц, а именно: от кого, к кому, и о ком идет речь. Поэтому сила приводимых слов порождает мысль, подобную следующей. Сначала говорится: иди и рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидите. Потом, как бы на вопрос Пророка о причине, или и без вопроса, объясняется ему эта причина, и сказано: одебеле бо сердце людей сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша. Посему как бы говорит кто-то: если сами они противодействуют своему спасению, то по какой причине повелевается мне проповедовать? В ответ на это сказано: быть может (сие означает здесь выражение: да не когда), узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю их.

Ибо речение: да не когда показывает здесь не отнятие слуха, но надежду на послушание. А чтобы удостовериться, что это выражение употреблено в таком значении, послушай, что говорит иудейский народ о Спасителе: Не Сего ли ищут фарисеи убити? Се не обинуяся глаголет, и ничесо же Ему не глаголют; еда како разумеша князи, яко Сей есть Христос (Ин. 7:25-26). У мудрецов, одним из которых почитается Филон, в обычае выражение да не когда ставить вместо выражений: «может быть» или «со временем». Ибо, вероятно, не без причины вместо «может быть» употреблено сие: да не когда.

Если же желаешь иметь на сие свидетельство и богодухновенного мужа, то послушай, что пишет святой Ап. Павел: рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учительну, незлобиву, с кротостию наказующу противныя: еда како даст им Бог разум во спасение (2 Тим. 2:24-25). И здесь сказано: еда како вместо: «со временем», может быть, и «скоро», ибо выражает надежду на покаяние, а не отнятие покаяния. Да и в другом месте написано: обличи друга, еда еще не сотворил (Сир. 19:13).

Ибо, если так будем понимать пророческое изречение, то сохранится подобающее понятие о Боге, определяющем совершить то, что Ему свойственно. Ибо Он хочет, чтобы каким бы то ни было образом спаслись погрязающие во грехе, и посылает врачующих - не потому, что не знает, что они погибнут от недуга, но чтобы пресечь для них возможность оправдания. Ибо, если они не избавились от своего безумия, то и при этом осталось несомненным, что Бог совершил свойственное Ему. Таким образом и о Боге сохранится подобающее понятие, и окажется, что Пророк послан не напрасно и не будет признан орудием посрамления, но будет способствовать врачеванию и исцелению. Ибо он послан не просто посрамить, но как укорить согрешающих, так и доставить им пользу, указать на грехопадения, призвать к покаянию, возвещая обращающимся врачевание.

Письма. Книга II.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их

См. Толкование на Ис. 6:1

Ориген

Но какова причина [того, что] слушающий не уразумевает и видящий не видит? «Огрубело, — говорит Он, — сердце народа сего». Поскольку необходимо понять и это, отчего такое [происходит, то стоит заметить, что] не одно и то же — телесная и духовная грубость, как и не одно и то же — вещественная тонкость и духовная. Ведь телесная тучность бывает во плоти, и мне нисколько не мешает плотское сердце, если оно ожирело, и нисколько не приносит пользы, если оно от истощения или от какой бы то ни было причины обрело легкость. Я же полагаю, что такое плотское сердце появляется у тех, кто страхом удерживается в повиновении (См.: Евр. 2:15). Ведь как все чахнут от болезни, так, говорят, уменьшается и «грубость», и ожирение вокруг их сердца. Итак, какой мне вред, если огрубеет телесное мое сердце? Пусть даже и обретет легкость сердце мое, что мне пользы от этого? Но в переносном смысле «телесным сердцем» именуется владычественное [начало] нашей души, что явно из того, что сказано в Евангелии: «Блаженны чистые сердцем» (Мф. 5:8). И ведь не те чисты сердцем, у которых внутри нет крови или чего-либо от телесной материи. «Блаженны чистые сердцем» сказано вместо следующего: блаженны имеющие чистое сердце, где «сердцем» именуется владычественное [начало] души. Ибо владычественное [начало] нашей души, о котором говорится, что оно в телесном сердце, либо чисто, либо нечисто; и сердце наше нечисто, когда худшие помышления исходят из него: убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хулы (См.: Мф. 15:19); чисто же, когда помышления святые, и смыслы божественные, и ум чистый. Посему, надо полагать, «истонченным» называется от тонкого и святого Духа своего тот, кто спасается, и «огрубевшим» и удушенным от злобы своей тот, кто грешит. Ведь говорится о Святом Духе, Который следует за Премудростью, что Он единородный, многочастный, тонкий, подвижный (См.: Прем. 7:22–23), и что праведник получает этого тонкого Духа. Ведь этот Дух отличается от всех разумных духов, чистых, тонких. Итак, есть, в самом деле, тонкое владычественное [начало] души, духовное, но при этом тучное, которое сгущено из-за порока телесной материи, полно телесных мыслей, достойных порицания. Так говорится: «Огрубело сердце народа сего». Пойми: сердце огрубело потому, что нет в нем ничего, кроме человеческих и плотских забот. Ведь каким образом тучна материя тела, таким же образом являются телесными ум и мысли. Посему есть две возможности: сердце огрубляется от мирских попечений либо утончается от духовной заботы, когда кто-либо мыслит то, что Господне, отбрасывая ожирение от сердца и зная, что если его сердце станет огрубевшим, он не воспримет речения Бога и не увидит таинство спасения. Давайте и мы отложим огрубение и примем то, что названо тонкостью, чтобы и мы сказали, как пророк: «Возжаждала Тебя душа моя, сколь многократно к Тебе плоть моя! В земле пустынной, непроходимой и безводной — так во святыне явился я Тебе» (Пс. 62:2–3 LXX), — не так, будто бы я оказался святым по природе, но если плотское знание уменьшается и мудрость плоти истощится — тогда во святыне явлюсь я Тебе. Это в объяснение сказанного: «Огрубело сердце народа сего».

Затем следует: «И ушами своими с трудом слышат». Ничуть мне не повредит, если я с трудом слышу телесно, и это не причина для меня не слышать речений Бога. Таким же образом ничем мне не навредит телесная слепота, если не будет ослеплена душа моя: так, ни легкость, ни тяжесть телесного слышания не мешает мне. Есть какая-то иная тяжесть слышания, которая вредит душе человека. Что это за тяжесть, пребывающая в слышании души? Грех, согласно Писанию, тяжел. Из-за этого некто, чувствуя грехи свои, говорит: «Как тяжело бремя отяготели на мне» (Пс. 37:5). И из-за того, что тяжела неправда, сидит она на таланте свинца, как написано у Захарии (См.: Зах. 5:7–8). Египтяне ведь не потому, что у них были тяжелые тела, погружены, словно свинец, в бурной воде (Исх. 15: 10), но потому, что души их отяжелились талантом свинца, на котором сидела тяжесть; из-за этого они погружены, подобно свинцу, в бурной воде. Итак, тяжесть ушей происходит от греха, а легкость — от праведности. Что может сделать слово слышимым не тяжело, но легко? Перья слова, перья добродетели. Ибо перья слова приносят много легкости: «Кто даст мне перья, как у голубя, и я успокоился бы?» (Пс. 54:7) Так говорит пророк, молясь, чтобы он получил перья не вещественного голубя, но перья голубя Святого Духа. Но напротив, говорит Соломон о богатом: «Приставляет себе перья, словно орел, и кружится в доме своем, который защищает его» (Притч. 23:5 LXX). Итак, если мы примем перья, то легко услышим. Но если согрешим, и будем в небрежении о крыльях, и спадут перья наши, то отяжелеем мы и тяжело будем слышать. Итак, ушами своими тяжело слышали грешники. Со своей стороны, все иудеи, которые тогда слушали Спасителя, тяжело Его слышали, поэтому не уверовали. Но и до нынешнего дня они, сколько бы ни слушали Писания, не услышали духовное слово, которое легко, но тяжело слушают букву, которая тяжка и убивает (2 Кор. 3:6). Так двояко слушается Писание. Тем, кто не понимает, чтó говорится, оно слушается тяжело; тем же, кто понимает Писание, оно слушается не только не тяжело, но, лучше сказать, тонко — поэтому слушатель и становится понятливым.

Есть и другое пророчество о народе иудейском и о всех нас, если мы согрешим: «И очи свои сомкнули, да не узрят когда-либо очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем». Из тех, кто не видят, какие-то [люди] слепы и из-за слепоты не видят; некоторые — во мраке и из-за этого не видят; иные же и не во мраке, и не слепые, но не видят, ибо сомкнули очи. И божественное Писание знает эти различия, свойственные владычественному [началу] нашего сердца. Ведь Спаситель говорит тем, кто в темницах: «Выходите», — и тем, кто во тьме, чтобы им открылось (Ср.: Ис. 49:9 LXX). «И сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Ис. 9:1). Одни потому не видели, что пребывали во мраке, пока не взошел для них свет. «Глухие, слушайте, и слепые, прозирайте» (Ис. 42:18). Другие не видели прежде потому, что были по природе слепы. Помимо же этого есть и такие, кто в сравнении со слепыми и пребывающими во мраке оказываются гораздо хуже: это те, кто потому не видят, что закрыли свои глаза добровольно. Свидетельством того, что дело обстоит так, как мы сказали, будут мне слова Спасителя: «Если бы вы были слепы, то не имели бы греха. Но [поскольку] ныне вы говорите, что видите, грех ваш остается» (Ин. 9:41) И Он хорошо говорит: «Вы говорите, что видите», — ибо они на самом деле утверждают, что видят и имеют возможность видения, но, смежив очи, не видят. И если ты когда-либо увидишь душу, способную к познанию, и стремительную, и бодрую, [но] не размышляющую над божественным речениями, то знай, что не из-за слепоты она не видит того, что заключено в Писаниях, не от того, что она во мраке, но потому, что она сомкнула очи. Итак, если ты услышишь божественное Писание, говорящее тем, кто закрывают глаза: «Открой глаза твои и смотри прямо», открой глаза, поскольку ты их закрыл, — тогда ты сможешь смотреть прямо и созерцать свет истины. Оно обвиняет тех, о которых спрашивается, почему они закрывают глаза, да не узрят. Но оно не утверждает того, что неполезно порою закрывать глаза души. [Иногда] бывает полезно, как показал Исаия, говоря далее: «Кто возвестит вам место вечное? — Ходящий в правде, возвещающий правый и прямой путь, затыкающий уши, чтобы не слышать о кровавом суде, закрывающий глаза, чтобы не видеть неправды» (Ис 33:14–15 LXX). Если так случится, что, открыв глаза души, я услышу и восприму непристойные речи, то лучше затворить слух, нежели слушать и понимать то, что вредит. Итак, когда я закрываю [зрение и слух]? Когда говорится злое, дабы я не познал этого. Когда подобает видеть божественные речения? — Когда мы обращаемся, и Бог исцеляет нас (Ср.: Ис. 6:10), посылая целебное слово желающим исцелиться во Христе Иисусе, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

Гомилии на книгу пророка Исаии.

Лопухин А.П.

Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их

См. Толкование на Ис. 6:9