Толкование на Ис. 8:3

Свт. Василий Великий

и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз

См. Толкование на Ис. 8:1

Свт. Иоанн Златоуст

и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз

См. Толкование на Ис. 8:1

Свт. Григорий Палама

и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз

См. Толкование на Лк. 1:30

Свт. Кирилл Александрийский

И приступих ко пророчице, и во чреве зачат, и роди сына

Что не от крови и плоти, ни от похоти мужеския (Ин. 1:13) совершилось рождение Христа по плоти, но что оно было делом новым и необычайным и превышало законы человеческого естества, это и открыл Бог пророку. Ибо сам Он, сказано, говорящий: приими себе свиток нов велик, приступил ко пророчице. Смотри, как писалом человеческим и свойственными нам словами описывается таинство Христово; потому что слово: приступил Божественное писание обыкновенно употребляет вместо слов: сошелся или имел брачное общение. Итак пророк видит и образ соития с Святою Девою, которую называет и пророчицею, научая истинному происшествию. Затем говорит и о совершившемся зачатии и о рождении сына. Очень быстрая передача видения, все представляющая пророку для сведения. Ибо что от Святого Духа образовано оное всесвятое тело, соединившееся со Словом, в этом может ли кто либо сомневаться? Таким образом, действие Духа, чрез которое в святой Деве образовано было тело, непрямо указуемо было под образом соития. И чрез это Христос стал начатком освященных в Духе, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Ин. 1:13). Сам Он рожден от Духа по плоти и прежде других, дабы и мы ради Его рождались таким же образом. Необходимо заметить также и то, что Урии и Захарии повелел быть при нем свидетелями, дабы скоро пленение сотворити корыстей. Присоединил также и слова: приспе бо , так как засвидетельствовал и закон и предречение святых пророков, что родившийся Христос пленит сатану и расхитит сосуды его, как Он сам говорит (Мф. 12:29), то есть, сделает своими бывших некогда его поклонниками. Это именно подтвердил и сам Христос, говоря в виде примера: како может кто внити в дом крепкаго, и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго, и тогда расхитит сосуды его? (Мф. 12:29). Говоря же: приспе бо, возвещает о том, что явление Еммануила будет в непродолжительном времени. Тоже самое Он говорит и у блаженного Аввакума: Еще мало, идый приидет, и не умедлит (Авм. 2:3; ср. Евр. 10:37).

Ст. 3-4 И рече Господь мне: нарцы имя ему: скоро плени, нагло расхити. Зане прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийския пред царем Ассирийским

Сказав выше: се Дева во чреве зачнет, и родит сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис. 7:14), теперь повелевает назвать имя Ему: скоро плени, нагло расхити. Итак, что же? может быть напрасно было дано Ему первое имя, то есть Еммануил? И разве наиболее приличествует имя: скоро плени, нагло расхити? Не говорим сего, а скажем лучше следующее: богодухновенному Писанию обычно называть Бога сущих различными именами и как бы от совершаемых по временам дел иногда заимствовать Ему названия. Тоже замечается и в отношениях к самому Христу; потому что Он есть истинный Бог. И поелику, будучи Бог по естеству, Он был с нами как Слово, когда явился в подобии нам: то весьма мудро и может быть называем Еммануилом. А так как, соделавшись человеком, Он пленил сатану и от его жестокости изъял древле похищенных им и рабствовавших ему чрез грех: то осуществил предсказанное: скоро плени, нагло расхити. Далее, что Он, как Бог, имел сказанною силою совершить искупление живущих на земле, это предуказует, говоря: зане прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийския пред царем Ассирийским. Очень глубок смысл этих слов и требует толкования духовного. Божественное слово всегда как бы скрывается за неясностью: ибо как в повествовании, так и в событиях чувственных мы не найдем того, что рожденный Христос тотчас пленил или Дамаск, или страну царя Ассирийского, освободив отведенных из Самарии в его страну. Если же будем принимать это в духовном смысле, тогда увидим вполне воистину совершившееся. Да, Дамаск, или и вся Сирия, а также и страна Ассирийская, то есть Персидская и Мидийская была полна идолов, и потому названа землею изваянных (Иер. 50:38); ибо там были повсюду жертвенники и священные места, а также и имевшие обыкновение часто посещать эти места, разумею сословие лжепророков и тех, коих ремесло состояло в заклинаниях. А вся сила этих людей состояла в демонах, которых каждый из них почитал, и в вожде этих демонов, – сатане. Итак, что Христос имел как бы расхитить силу Дамаскову, а также и силу царя Ассирийского, то есть сатану и скопища злых и нечистых демонов, и избавить от рабства ему обольщенных им, и имел этого достигнуть раньше чем придет в тот возраст телесный, которому свойственна способность называть отца или мать, это Он и разъяснил, сказав: зане прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову. Выражение же: приимет употреблено вместо выражения: покорит. Приимет также и корысти Самарийския, то есть, освободит пленников, вступив за них в войну против царя Ассирийского, то есть, духовного, разумею сатану, так как он же был и Дамаск, и сила Сирийская. И что идолопоклонники всю надежду спасения полагали в идолах, а Христос, лишь только родился, тотчас же и пленил сатану, это без труда можно видеть. Ибо Матфей пишет: Иисусу же рождшуся в Вифлееме Иудейстем, во дни Ирода царя, се волсви от восток приидоша во Иерусалим, глаголюще: где есть рождейся царь Иудейский? видехом бо звезду Его на востоце, и приидохом поклонитися Ему (Мф. 2:1-2). И они действительно поклонишася Ему, и принесоша в дар злато, и ливан, и смирну (ст. 11). Видишь ли, как пленил Он сатану и скоро расхитил? Наконец, что цель пришествия Его состоит в искуплении тех, которые находились в духовном плену, на это указует и сам Христос, устами Исаии говоря: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, проповедати пленником отпущение, и слепим прозрение (Ис. 61:1). Воспевает же о Нем и блаженный Давид: возшед на высоту, пленил плен (Пс. 67:19; ср. Еф. 4:8). Тому же Он и сам научил, сказав: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин. 12:32).

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 3-4 Поэтому сказано: нарцы имя ему: скоро плени, нагло расхити. Различие между тем и другим видно не только в рождении, но и в знаменовании; в рождении - потому что одного родит Дева, а другого - пророчица, в знаменовании же, потому что прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, прежде нежели сын Исаии в состоянии будет называть отца или матерь, придет Феглаффелласар, и убьет Расина, царя Дамаска, и пленит Самарию, что и случилось вскоре после этого, в царствование Факея.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Прп. Нил Синайский

и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз

Спрашивал ты нас: почему у Исаии Богородица Мария названа Пророчицею (Ис. 8:3)? Прочти в Евангелии: «яко призре на смирение Рабы Своея: се бо отныне ублажать Мя вси роди» (Лк. 1:48). И если не увидишь, что Святую Марию ублажают во всяком народе и на всяком языке за то, что воплотившегося от Духа Святаго и от Нее Бога носила во чреве и родила без растления и всякого осквернения, то не верь Исаие. Если же в целом мире ублажают, восхваляют, песнословят и благословляют и сию ненасеянную и невозделанную Землю, и Ее Всеблаженный и Вечный Плод, то почему не соглашаешься, что Богородица Мария оказалась Пророчицею?

Письма на разные темы. Постельничему Валерию.

Блж. Иероним Стридонский

и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз

См. Толкование на Ис. 8:1

Лопухин А.П.

Ст. 3-4 и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, - богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским

Здесь также указывается (второе символическое действие) на опустошение Сирии и Израильского царства. До этого опустошения оставалось только года полтора, потому что в полтора года ребенок научается лепетать названия отца и матери (abi, immi).

Пророчица - жена пророка Исаии.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 8:1