Толкование на Ис. 9:17

Свт. Василий Великий

Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта

См. Толкование на Ис. 9:16

Свт. Григорий Богослов

Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта

См. Толкование на Ис. 9:16

Свт. Иоанн Златоуст

Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта

«Поэтому о юношах его не порадуется Господь». Что пользы быть рослым и сильным, если кто худо пользуется возрастом и силой? Например, если у кого рабы будут людьми рослыми, хорошо сложенными, крепкими и здоровыми, но преданными порокам, пьянству и разврату, шатающимися туда и сюда, то их сила никого не порадует, потому что, хотя они и крепки телом, но не имеют ума, вследствие чего происходит всякое зло. Добро само по себе не есть добро, и зло само по себе не есть зло, но по душевному настроению делающего то и другое. Конь будет смирен и надежен, если он имеет хорошее направление с начала, но он причинит много вреда, если имеет наклонность ко злу.

«И сирот его и вдов его не помилует»; они не исправятся от наказаний и не станут добрыми. Чтобы ты не презирал такую суровость и не считал ее жестокостью, для этого, уразумей причину ее: «ибо все они, – говорит, – лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво». Смотри, не быть милосердым здесь – признак милосердия, потому что ничто более не способствует их исправлению, как – оставление, небрежение, забвение. «При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта», для принесения наказаний самым делом, или для повторения угроз, как подобало Богу. Все это я (пророк) исполнил и предсказал, но «не отвратится гнев Его», т.е. сказанные мною слова не могли отстранить гнева Его.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Сего ради о юношах их не возвеселится Господь, и сирот их и вдовиц их не помилует: яко вси беззаконнии и лукавии, и всякая уста глаголют неправду

Теперь слово при помощи наглядных примеров переносит нашу мысль к вышечувственному и духовному. Ибо юношами называет здесь без сомнения совсем не тех, которые отличаются крепостью телесною, и не тех, которые достигли цветущего возраста и зрелости телесной, а скорее указывает на тех, которые, имеют в уме и сердце своем крепость духовную, так что они с юношескою живостью могут совершать то, чрез что могут делаться известными и весьма славными у Бога и исполненными всякой добродетели. К людям, обладающим таким внутренним настроением, обращался и блаженный Иоанн, говоря: пишу вам, юноши, яко крепцы есте, и победисте лукаваго (1 Ин. 2:14). Впрочем, и прежде пришествия Спасителя были и у Иудеев люди, которые старались действовать так, как я только что сказал, безупречно исполняя преданную заповедь и стараясь весьма изобильно украсить себя достоинствами жизни, сообразной с законом. И они не были отринуты Богом; поелику было еще время сени законной и жизнь евангельская и во Христе еще не открылась, то и это удостаивалось многих похвал. Так о Захарии и Елисавете написано: бысть во дни Ирода царя Иудейска, иерей некий, именем Захариа, от дневныя чреды Авиани: и жена его от дщерей Аароновех, и имя ей Елисавет. Беста же праведна оба пред Богом, ходяща во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочна (Лк. 1:5-6). Так же точно, думаю, проводили жизнь и сами святые пророки. И божественный Павел, хотя ясно говорит, что он по правде законней был непорочен, но (спрашивает), яже ми бяху приобретения? Сия, говорит, вмених Христа ради тщету (Фил. 3:6-7). Итак, до пришествия нашего Спасителя Христа некоторые приобрели славу исполнителей закона, были мужественны и сильны; после же явления Его и после проповеди евангельской упразднилось то, что по закону, и тень превратилась в истину, введено было служение духовное и истинное. Итак, не возвеселяется Господь о юношах Иудейских, то есть о тех, которые мужественно подвизаются жить сообразно с законом, не приемлются (Богом) их кровавые жертвы и обрезание плоти, учения об омовениях и празднование суббот. Но мы, как я сказал, научены жизни приятной Богу. Итак, после того, как прошла тень, те, которые после нее оказались юношами, не были отвергнуты Богом и вполне справедливо; со временем и сироты и вдовы удостоились сожаления; сиротами же называет тех, которые нуждаются в пище духовной и воспитании чрез наставников. Равным образом и вдовицами мы называем души, которые вследствие нужды, вследствие того, что не имели Сеятеля и Подателя всех необходимых для них благих учений, сделались неспособны плодоприносить. Но мы увидим, что Израильтяне лишены были участия в истинном воспитании ради их вражды против Христа: за это никто не похвалил бы их. Ибо омрачились очи их, чтоб не видеть, по слову Псалмопевца, и не покорны были их хребты, так что они не способны были взирать на высшее, но как, бы изогнулись, чтоб постоянно заниматься земными делами. И это случится с ними, говорит, не напрасно, но за то, что все они сделались беззаконными и лукавыми и всякая уста глаголют неправду. Ибо не беззаконны ли и не исполнены ли всякого лукавства те, которые старались предать насмерть Того, Кто призывал к жизни и не знал греха, хотя закон ясно говорит: неповинна и праведна да не убиеши? не всякий ли язык иудейский говорил неправду? Ибо они вопияли против Христа Пилату, говоря: возми, возми, распни Его; и если не убьешь Сего, неси друг Кесарев (Ин. 19:15; 12).

Ст. 17–20 Во всех сих не отвратися ярость его, но еще рука его высока. И разгорится яко огнь беззаконие, и яко троскот сухий пояден будет огнем, и разгорится в чащах дубравных и пояст, яже окрест холмов вся. За ярость гнева Господня сгоре вся земля, и будут людие яко огнем пожжени: человек брата своего не помилует, но уклонится на десно, яко взалчет, и снесть от шуиих, и не насытится человек ядый плоти мышцы своея: снесть бо Манассий Ефремово, и Ефрем Манассиино, яко вкупе повоюют Иуду

Когда еще более возгорается божественный гнев и угрожает рука, поднимающая бич и наносящая удары, он пытается ясно предвозвестить все, имеющее случиться с ними, и страхом (грядущих бедствий) сделать слушающих благоразумнее. Ибо Бог предрекает им тяжкие бедствия, чтоб они, убоясь оскорблять Его, избегли несчастий, происходящих от гнева Его, и избавились бы от внешних бедствий. И разгорится беззаконие яко огнь. Беззаконием же называет не самое дело (ибо так мыслить или выражаться неудобно), но тех, которые отягчены беззакониями и дошли до такого развращения нравов, что их следовало назвать не беззаконными, но скорее беззаконием. Итак, такие люди, говорит, будут гореть, как огонь, то есть они сами будут огнем; ибо не другой кто-нибудь возжет пламя в них но они сами по себе будут способны на это, будут же гореть они как сухая трава и как кустарник лесной. Ибо они свирепствуют как пламя, упавшее на удобовоспламеняемое вещество, то есть, на сухую траву и на деревья в лесу. Я думаю, что на это именно и хочет указать нам пророческое слово этим выражением. Ибо когда Веспасиан и Тит, как я сказал уже прежде, опустошали Иудею и осаждали в ней города; то в каждом из них было весьма большое смятение отчасти потому, что голод изнурял их, отчасти потому, что мятежники в каждом из них расхищали дома, нападали на тех, которые казались знатнейшими, так что междоусобия, производимые жителями, были тяжелее внешней войны. Об этом подробно рассказывает Иосиф (Флавий). Итак, говорит, разгорится в чащах дубравних, называя, думаю, сухою травою и чащами дубравными мятежную толпу. Ибо чернь разделилась между собою на толки и партии. А что бедствие постигнет тех, которые кажутся имеющими какое-либо значение, – это он объясняет, говоря: и пояст яже окрест холмов вся. Холмами, думаю, называет тех, которые стоят выше других и отличаются или славою, или богатством, или иным чем-нибудь. Я сказал уже, что на тех, которые казались знаменитыми, ужасно нападали производившие обыкновенно мятеж в каждом городе, так что в отчаянии делали то, чего не делала некогда рука самих врагов. И это, говорит, за ярость гнева Господня. Ибо разгорелась таким образом вся земля Иудейская. И объясняя слушателям то, что сказал загадочно, тотчас присовокупляет, говоря: и будут людие яко огнем пожжени, человек брата своего не помилует. Как прикладывающие огонь к коже быков, возбуждают в них гнев и заставляют их делать яростные нападения на тех, против кого они устремляются; так, говорит, и каждый в народе будет как воспламененный огнем. Ибо все будут врагами друг другу, будут немилосердны, не будут знать родства, будут свирепы и дики, подобны зверям, от голода яростно нападающим на кого-нибудь, будут уклоняться на десно и снедят от шуиих, то есть будут метаться туда и сюда, терзая одних справа, других слева, никому не давая пощады и имея ненасытную жажду к нападению друг на друга: и не насытится, говорит, человек ядый плоти мышцы своея. Невероятное дело! Самих себя не будут щадить, как бы под влиянием необузданного бешенства. Ибо раз потерявши надежду, они, подобно юношам, решаются на все ужасное. Далее говорит, что снесть Манассий Ефремово, и Ефрем Манассиино. Ефрем и Манассия были два брата и сыновья Иосифа: но даже и связанным кровным родством природа не даст мира; законы родства не будут иметь силы: ибо братья и ближайшие родственники восстанут друг на друга, один на одного, и двое на другого; ибо снесть, говорит, Манассий Ефремово, и Ефрем Манассиино яко вкупе повоюют Иуду. Итак, все будет исполнено междоусобия, и вследствие гнева никто не будет размышлять о том, почему и от чего то или другое незаконно. И это именно, как я сказал, на самом деле пришлось испытать народу Иудейскому. И нам самим надобно соблюдать осторожность; ибо неповиновение подвергается наказанию, и если кто впадет в него, то будет палим как огнем, потому что его будет сожигать плотское вожделение и огонь похоти, и произведет невыносимую борьбу в уме и в сердце; восстанет плоть против духа и в душе будет большое смятение. Посему, как говорит божественный Павел, в духе ходите и похоти плотской не творите. Повинуясь Богу, будем ходить в духе, будем преодолевать плотские похоти и будем угашать внутренний пламень в душе и сохранять сердце безмятежным. И мир Божий, как написано, превосходяй всяк ум да соблюдет сердца наша и разумения наша (Фил. 4:7).

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта

См. Толкование на Ис. 9:14

Лопухин А.П.

Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта

Не порадуется Господь. Человек пожилой, с утешением глядит на молодое подрастающее поколение. Но юноши израильские не будут радовать Господа.

Сирот и вдов не помилует. Необходимо предположить, что и вдовы и сироты в израильском народе своими грехами возбудили против себя такой гнев Божий.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 9:8