Толкование на Ис. 10:22

Свт. Василий Великий

Ст. 22-23 И аще будут людие Израилевы яко песок морский, останок их спасется, слово бо совершая и сокращая правдою, яко слово сокращено сотворит Господь во всей вселенней

Апостол в Послании к Римлянам употребил сие изречение, изменив немногие слова. Если кто пожелает знать причину, по которой Апостол иное опустил, а иное переменил, то да будет ему известно, что Апостол, будучи еврей, не следовал рабски тем изданиям, какими пользуемся мы, но истолковав место, как оно ему представилось, так и изложил. Да кажется, что и другие более согласны на Апостольское истолкование. Смысл же сего места есть следующий. Выше сказано, что и Отроча малое напишет спасающихся от греха. Никто не дивись при сем, говорит Пророк, если великое число израильтян сократится в немногих. Не смотри на множество называемых благочестивыми, потому что имя Христово имеют многие, но не во многих сие наименование подтверждается свидетельством дел. Аще будут людие Израилевы яко песок морский, останок их спасется. Сказано о народе, предпочтенном пред другими, что не во множестве спасение, но в останке, спасаемом по избранию благодати.

Какой же образ спасения? Говорится: яко слово совершая и сокращая правдою. Ибо кто все законное начертание и пророческое распоряжение совместил в евангельской краткости и делает показанное ему от Господа, тот спасется. Возлюбиши Господа Бога твоего, и возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. В сию обою заповедию весь Закон и Пророцы висят (ср. Мф. 22:37, 39-40). Посему, кто совершает слово и приводит его в исполнение, кто сокращает его и как бы широту его сводит в самые краткие заповеди, тот принадлежит к спасаемому останку. Сказано: Вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им, се бо есть закон и пророцы (Мф. 7:12). Видишь, как в сем естественном понятии все слово совершено и сокращено правдой. Яко слово сокращено сотворит Господь во всей вселенней. Апостол же сказал: сотворит Господь на земли (Рим. 9:28). Согласно с ним переводят Симмах и Феодотион посреди всей земли. Ибо неудобособлюдаемое в законе: не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи (Кол. 2:21), также постановления о праздниках, о днях, о всесожжениях, об очищении, об очистительной жертве - все сокращено в одно краткое и удобоисполнимое правило, чтобы никакого извинения не оставалось живущим не по Евангелию.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 22-23 Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою; ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле

И вот, пророк обращается к пророчеству. Так как иудеи всегда надеялись на численность, говоря, что Бог не погубит такого множества людей, то он исторгает эту надежду: Я, говорит, не придам значения многочисленности. И другой пророк также говорит: «и будет число сынов Израилевых яко песок морский» (Ос.1:10). Что пользы в толпе, если бесполезны сами дела? Не все имели быть неверующими, но так как веровали немногие, то и спасение получили немногие. «Истребление определено изобилующею правдою»: не будет более продолжаться долготерпение, снисхождение и милость. Но, как мне кажется, выражение: «определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле», указывает на решения в будущей жизни. Смотри, как с чудесами смешиваются пророчества, бывшие и неисполнившиеся. Так как сказано, что спасутся немногие оставшиеся, то ты не говори, каким образом из такого множества спасаются немногие. Так или иначе, говорит, Я не буду щадить вас, но погублю всех, даже оставшихся. Видишь ли, как Он заботится, чтобы они надеялись на Бога, а не на множество, как и в другом месте говорит: «Мне ли не пожалеть… города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек» (Ион. 4:11). Говоря это, Бог как бы утешал пророка, но, и безотносительно к тому, Он пощадил город, ради примерного покаяния: ведь если бы Он принимал во внимание многочисленность, то должен был бы пощадить и прежде покаяния. Но если прежде покаяния Он не принимал во внимание многочисленности, то, конечно, не принимал ее во внимание и после покаяния, почему и говорится: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего» (Ион. 3:10), и в другом месте: «Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня» (Ос.4:7). Видишь ли, что множество не умилостивляет, а скорее раздражает Бога, так как чем больше людей, тем больше зла? Один нечестивый часто может спастись, но многие – никогда и нигде, так как все страдают той же болезнью. И ныне, в наши времена, скажут, ужели Бог погубил бы такое множество? Конечно, так как Он презирает множество. Не видишь ли ты, что только один с домом своим избежал невредимым потопа, трое только спаслись от огненного гнева, посетившего содомлян, и двое только – в пустыне? Лучше, говорит, один творящий волю Божию, чем 10000 беззаконников, – и справедливо: что бы ты лучше желал найти – 10000 деревянных или оловянных монет, или – одну драгоценную жемчужину? Не говори, что она одна только, но знай, что она одна драгоценнее тех многих, так как не во множестве цена, но в цене – множество. Потому о немногих добрых людях говорится: «те, которых весь мир не был достоин» (Евр.11:38).

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 22-23 И аще будут людие Израилевы яко песок морский, останок их спасется: слово бо совершая и сокращая правдою, яко слово сокращено сотворит Господь во всей вселенней

Сими словами он очень хорошо показывает нам, что непослушные и страдающие упорством и непокорностью ничего не значат пред Богом, но Он спасает и удостаивает всякого попечения покорного и послушного. Ибо Ассирианин напал на весь народ Иудейский и его намерением было никого не пощадить, но совершенно опустошить всю страну, сделать безлюдною и не имеющею жителей. Он разрушил Самарию и вместе с нею взял немалое число городов иудейских; но Бог чудесно спас жителей Иерусалима. Какой же смысл этого? Действительно, говорит, поелику не весь Израиль поступал нечестиво, но были в среде его некоторые, которые сильно негодовали на оскорблявших Бога своим нечестием, то святой и правосуднейший приговор произнесен был только против тех, которые согрешили. Что это слово истинно, мы без труда увидим это и из того, что написано у пророка Иезекииля. Ибо он говорит, что видел некоторых Израильтян, поклоняющихся солнцу и слышал Бога, говорящего о них: видел еси сыне человечь, еда мало дому Иудину, еже творти беззакония яже сотвориша зде? Понеже наполниша землю беззакония и обратишася разгневати Мя (Иез. 8:17). Потом говорит, что он видел мужа, облеченного в подир и имеющего пояс, и что Бог всяческих говорил ему: пройди среде града Иерусалима, и даждь знамения, на лица мужей стенящих и болезнующих о всех беззакониях бывающих среде их. И сим рече, слышащу мне, идите в град в след его, изсецыте, и непощадите очима вашима, и не помилуйте. Старца, и юношу, и деву, и младенцы, и жены избийте в потребление: а ко всем, на них же есть знамение, не прикасайтеся (Иез. 9:3-6). Внемли, как Бог запечатлевает своею благодатью благочестивого и святого, и как Он гневается и скорбит о том, что другие дерзают оскорблять Его. Итак, говорит, хотя бы Израильтян было бесчисленное множество и хотя бы они уподоблялись песчинкам, лежащим на морских берегах, – останок спасется. И это случилось во времена Езекии. Ибо, как я сказал, разрушена была Самария и вместе с нею взяты были многие города Иудейские, тоже совершилось и в последние времена века, когда воссиял нам Единородный во плоти. Ибо тогда-то Бог, сокращая слова правдою, совершил сокращение его во всей вселенной. Ибо закон, данный чрез Моисея идет к цели длинными окольными путями и дает недостаточное объяснение полезного, загадочно и прикровенно указывая на то, что служит на пользу: но спасительное для нас евангельское слово – кратко, как бы сокращенно или усеченно, заключает в себе открытую истину, указывает ясный путь жизни, не представляет трудности для исполнения и в заповедях его нет никакой темноты. Ибо, как я сказал, дело истины просто. Тогда-то спасется остаток Израиля, то есть те, которые почтили верою явление Его, тогда как другое значительное число их отвратится от Него. Ибо восставали против Спасителя всех и Господа те, которые прежде убивали пророков и камнями побивали посланных к ним, и какого наконец злодеяния не совершили они?

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою

См. Толкование на Ис. 10:20

Лопухин А.П.

Ст. 22-23 Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою; ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле

От Израиля (иудейского народа) обратится или возвратится (из плена вавилонского) только остаток, незначительная часть всего народа, а прочим евреям, недостойным милости Божией, определено истребление. Они, как и прочие народы, живущие на земле, подвергнутся каре по всей строгости Суда Божия, т. е. затеряются в тех странах, куда их переселят победители.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 10:20