Толкование на Ис. 11:12

Свт. Василий Великий

Ст. 12-14 И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли. И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема. И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им

И воздвигнет, – говорит Пророк, – знамение в языки, и соберет погибшия Израилевы, и расточенныя Иудины соберет от четырех крил земли. Итак, Корень Иессеов, востаяй владети языки, воздвигнет знамение в языки, чтобы собрались погибшия Израилевы. Прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго (Лк. 19:10). А знамением, какое воздвиг в языки, служит упоминаемое в Евангелии: узрят знамение Сына Человеческаго (ср.: Мф. 24:30), – то самое знамение, которое называешь крестом Господа нашего Иисуса Христа, имже святым мир распяся, и они миру (ср.: Гал. 6:14), чем и выражает Пророк силу знамения. Для чего крестом совершено домостроительство Вочеловечения? Для того, чтобы от четырех крил земли собрались спасаемые. Ибо крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира. А предпочтена крестная смерть – или чтобы все части мира приведены были ко спасению частями креста, или потому, что прежде деревянного креста воздвигнут был целому миру спротяженный, мысленный крест, в среде которого соприкасаются четыре части вселенной и сила которого, заключающаяся в среде, проходит в четыре части. Посему, как скоро воздвигнется сие знамение, погибшия Израилевы и расточенныя Иудины собраны будут от четырех крил земли. Воздвигнув сие знамение, имеющее силу низлагать начала и власти, которые победил на древе Совлекший их и как бы Сбросивший одеяние, для нас ими сотканное и которое имеем на себе, совлек Он начала и власти, изведе в позор дерзновением, победив на древе (ср.: Кол. 2:15). Посему-то Павел, будучи из числа погибших Израилевых и расточенных Иудиных, как скоро уразумел знамение, воздвигнутое Иисусом в языки, притек ко кресту и сказал: мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14).

Последствием же того, что собраны погибшие Израилевы, над которыми царствовал Ефрем, и расточенные Иудины, которыми управляли происходившие от семени Давидова, оказывается, что нет уже ревности у Ефрема против Иуды, потомки Иудины не враждуют против Ефрема. Ибо, по воздвижении знамения и по собрании погибших Израилевых, которые называются Ефремом, также по собрании расточенных Иудиных, отымется ревность Ефремова, и врази Иудины погибнут. Заметь же, что Израиль называется погибшим, а Иуда – расточенным. Но между тем согласием во Христе, Который умиротворяет земная и небесная и в Себе всяческая примиряет (ср.: Кол. 1:20), отъемлются страсти, какие прежде владычествовали в жизни, по причине упорства и мятежа. Потому-то Ефрем не возревнует Иуде, и Иуда не оскорбит Ефрема, ибо потребляется взаимная между ними вражда. Обыкновенно же ревность всего более бывает для многих поводом ко вражде. Ревностью же называет теперь Писание не подражание в добром, но зависть благоуспешности других. Посему тогда приведенные в согласие полетят в кораблех иноплеменничих, море купно пленят. Пророк прекрасно изобразил скоро плывущих по морю, уподобив движение их полету, когда при ветре, соразмерно упирающем в корму, несутся по морю на полных ветрилах. Но они пленят море, став победителями змия и ему подвластных. И об Апостолах Христовых справедливо можно сказать, что они пленят приводимых ими в познание истины, как бы делая своей добычей тех, которыми владел отведший человека в плен. Под морем же должно теперь разуметь место озлобления, которое в другом месте, как знаем, называется и юдолию плачевною (ср.: Пс. 83:7). А кораблями иноплеменных называются, может быть, тела наши, потому что они не в дружественной связи с устройством души. Ибо плоть закону Божию не покаряется (Рим. 8:7), но похотствует на духа (Гал. 5:17).

О них же говорится, что пленят Идумею, то есть возьмут верх над земным, и на Моава руки возложат. Моав толкуется от отца. Посему к ним-то сказал Господь: вы отца вашего диавола есте и похоти отца вашего хощете творити (Ин. 8:44). На них руки возложат, чтобы подчинить их себе добрыми своими делами. Потом сынове Аммони первии покорятся. Аммон толкуется народ с нами. Может быть, первые покорятся Слову, в которых повреждение меньшее, покорятся прежде тех, в которых оно больше и разлилось сильнее.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 12-13 И воздвигнет знамение в языки, и соберет погибшия Израилевы, и расточенныя Иудины соберет от четырех крил земли. И отъимется ревность Ефремова, и врази Иудины погибнут: Ефрем не возревнует Иуде, и Иуда не оскорбит Ефрема

Хотя Иуда был не велик и заключал в себе только два колена, однако к нему перешло царство. Потом указывается на поражение египтян, имевшее быть после возвращения из плена, когда некоторые будут поражены, а иные – покорены.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 12-13 И воздвигнет знамение в языки, и соберет погибшия Израилевы, и расточенныя Иудины соберет от четырех крил земли. И отъимется ревность Ефремова, и врази Иудины погибнут: Ефрем не возревнует Иуде, и Иуда не оскорбит Ефрема

В этих преимущественно словах пророк удивительным образом кончает нам речь, так как совершившееся исторически принимает за образ мысленных вещей. Должно же, думаю, сколько возможно ясно изложить и это. Соломону преемствовал во власти родившийся от него Ровоам. Но с его (Ровоама) времени разделился на двое народ Иудейский, и десять колен с половиною колена Ефремова переселились в Самарию, в Иерусалиме же осталось колено Иудино с половиной колена Манассиина. И царствовали в течение известного времени над теми и другими некоторые (цари): в Иерусалиме - происходившие из колена Иудина, а в Самарии - происходившие из колена Ефремова. И великая между обеими частями возгоралась ревность, частые войны и восстания друг против друга, как это ясно излагается и в книгах Царств (3 Цар. 12 и далее). Когда же Халдеи и царствовавшие над Вавилоном и страною Персидскою, опустошив всю, так сказать, Иудею, отвели в свою землю пленниками Израиля и Иуду, то есть живших в Самарии и Иерусалиме; а затем (эти последние), освободившись из плена, опять возвратились в свою землю: тогда стали жить уже не раздельно, но все вместе в Иерусалиме, перестали также и помазывать над собою царей и князей для каждой из двух частей отдельно, оскорблять друг друга, и ревновать, как прежде, потому что они были тогда под начальством одного (вождя), - Зоровавеля, сына Салафиилева, который был из колена Иудина, и (под начальством) Иисуса Иоседекова, первенствовавшего в священстве. В этом заключается речь историческая. Но у пророка была цель та, чтобы из яснейших дел и из случившегося древле показать дела пришествия Спасителя нашего. Ибо когда воздвигнуто было знамение, то есть, честный крест, и он стал виден для племен и народов всей вселенной, тогда соделалось отпущение бывших в плену, очевидно мысленном, сближение в единодушии, стремление к единомыслию и единой вере у тех, которые древле были разделены, нося на себе иго (подчинения) многим и нечестивым властителям (так как они рабствовали нечистым духам). Но они свергли с себя иго их, сошлись же, и весьма охотно, в мысленный Сион, или Иерусалим, то есть в Церковь, и стали под власть одного царя, то есть Христа, прообразом Которого был Зоровавель, изведший Израиля из плена, в соединении с Иисусом, великим священником, дабы в нем уразумеваем был Христос, как Царь и Архиерей, преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от грешник, и выше небес бывый, как говорит Божественный Павел (Евр. 7:26). А что знамение Христа, то есть, честный крест, соделалось причиною того, что живущие по всей земле соединились в единой вере и таким образом чрез Него стали своими всесвятому Отцу, это может быть ясно из того, что написал Божественный Иоанн Евангелист. Ибо он ввел проклятого Каиафу говорящим в синедрионе: вы не весте ничесоже, ни помышляете, яко уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет (Ин. 11:49-50). А к сему последнему присоединил: сего же о себе не рече: но архиерей сый лету тому, прорече, яко хотяше Иисус умрети за люди : и не токмо за люди, но да и чада Божия расточеная соберет во едино (Ин. 11:51-52); потому что Христос был мир наш, по Писаниям (Еф. 2:14), средостение ограды разоривый, закон заповедей ученьми упразднив и два народа создавший во единаго новаго человека и обоих чрез Себя примиривший с Богом и Отцом и разрушивший вражду между ними (Еф. 2:15-18), дабы мы все во едином духе и в едином теле, соделавшись единодушными (Фил. 2:2) в отношении друг к другу и стелесниками (Еф. 3:6), очевидно в самом Христе, плодоприносили Ему превысшую закона правду и чистоту евангельского жития. Итак, восходя как бы от совершившегося исторически к духовному созерцанию, ты весьма ясно уразумеешь таинство Христово.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

И воздвигнет знамение в языки, чтобы отвлечь народ Свой от идолослужения и обратить к познанию и почитанию истинного Бога. И соберет погибшыя Израилевы, и расточенныя Иудины соберет от четырех крил земли. Это напоминает слова Спасителя: Я пришел токмо ко овцам погибшым дому Израилева (Мф. 15:24).

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли

См. Толкование на Ис. 11:11

Лопухин А.П.

И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли

Поднимет знамя – т. е. даст язычникам повеление возвратить свободу евреям.

Четыре конца – точнее с евр.: «четыре крыла», т. е. четыре главные земные точки. – Все возвращенные иудеи также, подобно язычникам, войдут в царство Мессии.

Толковая Библия.